Сегодня — Всемирный день без табака. Что касается традиционных сигарет, то ежегодно от последствий курения умирают 7 миллионов человек.
Что касается вейпинга, известна лишь статистика распространенности: в 2013 году в мире было 2,8 миллиона парильщиков, а в 2015 — уже 5,1 миллион. В России, по данным на конец 2016 года, парит 1,5 миллиона человек.
Уже несколько лет не утихают споры, помогают ли электронные сигареты бросить курить. За это время вейпинг стал субкультурой, и отнюдь не полезной.
Как они работают?
Девайс с батарейкой и резервуаром для «жижи» внешне может напоминать ручку, сигару или длинный мундштук. Электронная сигарета может быть одноразовой или со сменным контейнером. От сложности конструкции зависит и цена.
Но три основных части неизменны: аккумулятор, картридж и атомайзер (устройство для генерации пара). Продвинутые пользователи тюнингуют атомайзеры и виртуозно разбираются в нихромовых спиралях, фитилях и прочих комплектующих.
А это правда не вредно?
Пар — это не дым, соответственно, парильщики не подвергаются воздействию продуктов горения. Экспертный обзор, проведенный службой общественного здравоохранения Великобритании в 2015 году, показал, что электронные сигареты на 95% менее вредны, чем реальные аналоги.
И началось! Цифра 95% стала главным аргументом парильщиков, а критиков нового веяния стали называть жертвами табачных корпораций, которые специально придумывают шутки в интернете, чтобы снизить конкуренцию.
«Эта цифра противоречива и несколько завышена», — считает Кеннет Уорнер, исследователь политики табака в Мичиганском университете. — Рьяные критики электронных сигарет, вероятно, докажут, что они на 2/3 менее опасны. Но с практической точки зрения эта цифра находится в диапазоне 80-85%».
Независимо от способа доставки (электронным или классическим способом), никотин все-таки оказывает влияние на организм, ведь вещество является сердечно-сосудистым стимулятором. А согласно недавним исследованиям, вейпинг оказывает такое же влияние на кровеносные сосуды и сердце, что и обычные сигареты.
«У пользователей электронных сигарет отмечаются те же изменения в иммунных генах, что и у курильщиков сигарет. Вейперы даже продемонстрировали более мощное подавляющее воздействие на иммунные ответы слизистых оболочек дыхательных путей», — говорится в исследовании, представленном на конференции Американской ассоциации содействия развитию науки в Вашингтоне, округ Колумбия, в 2016 году.
В краткосрочной перспективе электронные сигареты действительно безопасны. Но кто же будет курить раз в год «по праздникам», когда под рукой есть парогенератор, не регламентируемый законом и не требующий поиска курилки?
Так все-таки можно ли бросить курить с электронными сигаретами?
И снова споры. Команда из Женевского университета совместно с исследователями из Университета Окленда пришла к выводу, что электронные сигареты помогают преодолеть абстинентный синдром при отказе от курения. А вот профессор медицины в Калифорнийском университете Стэнтон Гланц с коллегами с утверждением не согласен.
«Курильщики, которые используют электронные сигареты, на 30% реже бросают курить, чем те, кто к вейпингу не обращаются», — отмечает профессор на страницах авторитетного журнала Lancet Respiratory Medicine.
По данным FDA, эффективность электронных сигарет при отказе от курения не доказана.
Из чего все-таки делают «жижу»?
«Для создания электронной жидкости никотин извлекается из табака и смешивается с основанием (обычно пропиленгликолем), а также может содержать ароматизаторы, красители и другие химикаты, — сообщает Американская ассоциация легких. — Поскольку у нас нет правительственного надзора над этими продуктами, и на рынке присутствуют почти 500 брендов и 7 700 ароматов, FDA не может оценить их состав. Таким образом, медики и потребители остаются в неведении», — отмечают эксперты Ассоциации.
С многочисленными ароматами может поспорить разве что парфюмерная отрасль. «Жижи» со вкусом морского бриза, чизкейка, рождественского утра — кажется, что в вейп-шопах готовы удовлетворить самые причудливые запросы.
А если там нет никотина, это же безопасно?
Главная опасность электронных сигарет не в никотине, а в ароматизаторах. Под воздействием температуры содержащиеся в «жиже» пропиленгликоль и глицерин высвобождают токсичные вещества — акролеин и формальдегид.
Акролеин раздражает слизистые оболочки и дыхательные пути, к тому же имеет мутагенные свойства. Формальдегид — оказывает влияние на центральную нервную систему.
В некоторых «жижах» используется диацетил. Он приводит к «попкорновым легким» — облитерирующиему бронхиолиту.
В 90-х годах на одной из американских фабрик, где производился попкорн, у работников был диагностирован тот самый облитерирующий бронхиолит. Проверка установила, что всему виной диацетил — ингредиент, применявшийся в ароматизаторе для попкорна. Вейперы парируют, что воздействие порошкообразного диацетила было продолжительным, а заболело всего 8 человек. Но факт остается фактом.
Разве пар может спровоцировать детей на курение в дальнейшем?
Может. И два недавних исследования указывают на взаимосвязь.
Первое, опубликованное в журнале Pediatrics в 2016 году, доказывает, что подростки, которые никогда не курили (но пользовались электронными сигаретами), начинают курить обычные сигареты в 6 раз чаще по сравнению с детьми, которые к вейпам не прикасались.
Второе исследование появилось в Журнале Американской медицинской ассоциации в 2015 году. Исследователи изучили 2500 школьников и пришли к выводу, что вейперы чаще других детей берутся за сигареты в течение следующего года.
Они и вправду взрываются?
Эта история очень похожа на историю с взрывоопасными смартфонами Galaxy Note: кого-то злой рок обходит стороной, а у кого-то девайсы сгорают синим пламенем.
По сообщениям Майкла Фелбербаума, представителя FDA, известно 134 случая в период с 2009 по 2016 года, когда электронные сигареты взрывались и серьезно обжигали людей. Как водится, разработчики сделали все возможное, чтобы этого больше не случалось.
Тем временем в конце мая сообщалось о московском подростке, у которого вейп взорвался прямо во рту — молодой человек пренебрег правилами использования устройства, в результате что-то пошло не так с аккумулятором.
Пострадавший остался жив, ему уже сделали две операции, еще две ждут впереди, плюс — имплантация зубов и восстановительный период около года.