Образ жизни,

Хирург рассказал, чем опасны авиаперелеты в эконом-классе

Почему не стоит садиться у окна, надевать узкие джинсы и принимать алкоголь во время полета, и что случилось в самолете с Ричардом Никсоном в 1972 году.
Unsplash.com/CC0

Почему возникает «тромбоз путешественника», чем он опасен и как можно его предотвратить, специально для Здоровья Mail.ru рассказывает врач первой квалификационной категории, врач ультразвуковой диагностики, врач сердечно-сосудистый хирург ММЦ МЕДСИ на Мичуринском проспекте, к.м.н., Шпилевой Николай Юрьевич.  

Современный мир невозможно представить без авиаперелетов. При этом недостаток кислорода, перепады давления и температуры воздуха, длительное нахождение в статическом положении могут стать причиной развития:

  • высотной декомпрессионной болезни,
  • баротравмы среднего уха и придаточных пазух носа,
  • высотной парогазовой эмфиземы,
  • венозных тромбоэмболических осложнений (ВТЭО).

Впервые о взаимосвязи авиапутешествия и развития венозных тромбоэмболических осложнений сообщил J. Homans в 1954 году.

В 1977 году I. Symington и B. Stack впервые употребили термин «синдром экономического класса», описав 8 случаев легочной эмболии, развившиеся вскоре после путешествия в экономическом классе самолета.

С тех пор в литературе регулярно стали появляться сообщения о случаях тромбоэмболии после авиаперелетов.

По данным международных исследований, частота тромбоэмболии легочной артерии, связанной с авиаперелетом, составляет в среднем 0,5–1,5 случаев на 1 000 000 пассажиров, увеличиваясь с дальностью перелета до 4,8 случая на 1 000 000 пассажиров. А частота обнаружения тромботического поражения венозной системы нижних конечностей без признаков легочной эмболии значительно выше и составляет 4,5–10% среди всех пассажиров, осуществляющих длительные авиапутешествия.

При этом ежедневно по всему миру самолеты совершают около 120 тыс. перелетов и перевозят примерно 12 млн пассажиров! 

В связи с постоянным увеличением числа и дальности беспосадочных авиаперелетов, эта проблема становится все острее.

Сейчас используют другой, более точный термин — «тромбоз путешественника», под которым понимают любой эпизод венозного тромбоэмболического осложнения, развившийся в течение четырёх недель с момента путешествия по воздуху или по суше.

Почему возникает тромбоз во время длительного перелета

В основе любого тромбоза лежит классическая триада Вирхова — это замедление кровотока, увеличение вязкости крови (повышение свертывающей способности крови) и повреждение сосудистой стенки.

Наибольший вклад в возникновение тромбоза во время авиаперелета вносит длительное пребывание в сидячем положении, что приводит к замедлению кровотока и развитию отека мягких тканей голени. Низкое барометрическое давление и гипоксия приводят к нарушению свертываемости крови, за счет угнетения фибринолиза и повышения уровня эритропоэтина.

Чем дольше длится авиаперелет, тем выше риск развития венозных тромбоэмболических осложнений. Доказано, что авиапутешествие продолжительностью более 4 часов является значительным фактором риска развития тромбозов. Наиболее опасным считается перелет на расстояние более 10000 км (приблизительно 8 часов полета).

Также к факторам риска возникновения тромбозов во время авиапутешествия относятся:

  • Возраст старше 40 лет
  • Женский пол
  • Ожирение
  • Хронические заболевания вен (варикозная болезнь, посттромботическая болезнь)
  • Хронические заболевания сердца и легких
  • Беременность и ранний послеродовый период (6 недель)
  • Предшествующая травма конечностей (3 недели)
  • Предшествующее хирургическое вмешательство (3 недели)
  • Гормональная терапия (прием оральных контрацептивов)
  • Венозные тромбоэмболические осложнения (ВТЭО) в анамнезе
  • Тромбофилия
  • Онкологические заболевания

Некоторые авторы выделяют специфические факторы риска, связанные с авиаперелетом: употребление алкоголя с последующим форсированием диуреза, прием гипотензивных препаратов и транквилизаторов, недостаточное потребление жидкости, путешествие в экономическом классе, посадочное место у окна.

Однако не следует думать, что, летая в бизнес-классе, можно предотвратить тромбоз.

Примером может быть 37-й президент США Ричард Никсон, который в 1972 году, возвращаясь после встречи с Леонидом Брежневым, едва не погиб от тромбоэмболии легочной артерии.

Как снизить риски возникновения тромбоза во время авиаперелета

Учитывая, что в основе развития тромбоза лежит триада Вирхова (замедление тока крови, увеличение вязкости крови, повреждение сосудистой стенки), самая простая и доступная профилактика — борьба с венозным стазом и обезвоживанием.

  1. Физические упражнения (сгибание-разгибание голеностопного сустава, поднятие мысочка, поднятие пятки, изометрические сокращения икроножных мышц, прогулки по салону, физическая активность при снижении и посадки самолета).
  2. Употребление достаточного количества жидкости (не менее 250 мл каждые 2 часа), отказ от алкоголя, снотворных и седативных препаратов.
  3. Ношение в полете легкой, не стесняющей движения одежды и обуви.
  4. Использование компрессионного трикотажа (при наличии хронических заболеваний вен степень и уровень компрессии подбирают индивидуально).
  5. Использование фармакологических средств (низкомолекулярных гепаринов) у лиц с высоким риском ВТЭО.

Читайте также: Что происходит в организме на борту самолета — научный взгляд

Какие 4 способа помогут избавиться от смартфонозависимости — узнайте из видео:

Во время загрузки произошла ошибка.

 

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.