Хирург рассказал, чем опасны авиаперелеты в эконом-классе

Почему не стоит садиться у окна, надевать узкие джинсы и принимать алкоголь во время полета, и что случилось в самолете с Ричардом Никсоном в 1972 году.
Почему возникает тромбоз во время длительного перелета
Как снизить риски возникновения тромбоза во время авиаперелета
Почему возникает тромбоз во время длительного перелета
Как снизить риски возникновения тромбоза во время авиаперелета
Еще
791f2671-924a-49b7-a13c-0235c3313a72.jpg
Источник: Unsplash.com/CC0

Почему возникает «тромбоз путешественника», чем он опасен и как можно его предотвратить, специально для Здоровья Mail.ru рассказывает врач первой квалификационной категории, врач ультразвуковой диагностики, врач сердечно-сосудистый хирург ММЦ МЕДСИ на Мичуринском проспекте, к.м.н., Шпилевой Николай Юрьевич.  

Современный мир невозможно представить без авиаперелетов. При этом недостаток кислорода, перепады давления и температуры воздуха, длительное нахождение в статическом положении могут стать причиной развития:

  • высотной декомпрессионной болезни,
  • баротравмы среднего уха и придаточных пазух носа,
  • высотной парогазовой эмфиземы,
  • венозных тромбоэмболических осложнений (ВТЭО).

Впервые о взаимосвязи авиапутешествия и развития венозных тромбоэмболических осложнений сообщил J. Homans в 1954 году.

В 1977 году I. Symington и B. Stack впервые употребили термин «синдром экономического класса», описав 8 случаев легочной эмболии, развившиеся вскоре после путешествия в экономическом классе самолета.

С тех пор в литературе регулярно стали появляться сообщения о случаях тромбоэмболии после авиаперелетов.

По данным международных исследований, частота тромбоэмболии легочной артерии, связанной с авиаперелетом, составляет в среднем 0,5–1,5 случаев на 1 000 000 пассажиров, увеличиваясь с дальностью перелета до 4,8 случая на 1 000 000 пассажиров. А частота обнаружения тромботического поражения венозной системы нижних конечностей без признаков легочной эмболии значительно выше и составляет 4,5–10% среди всех пассажиров, осуществляющих длительные авиапутешествия.

При этом ежедневно по всему миру самолеты совершают около 120 тыс. перелетов и перевозят примерно 12 млн пассажиров! 

В связи с постоянным увеличением числа и дальности беспосадочных авиаперелетов, эта проблема становится все острее.

Сейчас используют другой, более точный термин — «тромбоз путешественника», под которым понимают любой эпизод венозного тромбоэмболического осложнения, развившийся в течение четырёх недель с момента путешествия по воздуху или по суше.

Почему возникает тромбоз во время длительного перелета

В основе любого тромбоза лежит классическая триада Вирхова — это замедление кровотока, увеличение вязкости крови (повышение свертывающей способности крови) и повреждение сосудистой стенки.

Наибольший вклад в возникновение тромбоза во время авиаперелета вносит длительное пребывание в сидячем положении, что приводит к замедлению кровотока и развитию отека мягких тканей голени. Низкое барометрическое давление и гипоксия приводят к нарушению свертываемости крови, за счет угнетения фибринолиза и повышения уровня эритропоэтина.

Чем дольше длится авиаперелет, тем выше риск развития венозных тромбоэмболических осложнений. Доказано, что авиапутешествие продолжительностью более 4 часов является значительным фактором риска развития тромбозов. Наиболее опасным считается перелет на расстояние более 10000 км (приблизительно 8 часов полета).

Также к факторам риска возникновения тромбозов во время авиапутешествия относятся:

  • Возраст старше 40 лет
  • Женский пол
  • Ожирение
  • Хронические заболевания вен (варикозная болезнь, посттромботическая болезнь)
  • Хронические заболевания сердца и легких
  • Беременность и ранний послеродовый период (6 недель)
  • Предшествующая травма конечностей (3 недели)
  • Предшествующее хирургическое вмешательство (3 недели)
  • Гормональная терапия (прием оральных контрацептивов)
  • Венозные тромбоэмболические осложнения (ВТЭО) в анамнезе
  • Тромбофилия
  • Онкологические заболевания

Некоторые авторы выделяют специфические факторы риска, связанные с авиаперелетом: употребление алкоголя с последующим форсированием диуреза, прием гипотензивных препаратов и транквилизаторов, недостаточное потребление жидкости, путешествие в экономическом классе, посадочное место у окна.

Однако не следует думать, что, летая в бизнес-классе, можно предотвратить тромбоз.

Примером может быть 37-й президент США Ричард Никсон, который в 1972 году, возвращаясь после встречи с Леонидом Брежневым, едва не погиб от тромбоэмболии легочной артерии.

Как снизить риски возникновения тромбоза во время авиаперелета

Учитывая, что в основе развития тромбоза лежит триада Вирхова (замедление тока крови, увеличение вязкости крови, повреждение сосудистой стенки), самая простая и доступная профилактика — борьба с венозным стазом и обезвоживанием.

  1. Физические упражнения (сгибание-разгибание голеностопного сустава, поднятие мысочка, поднятие пятки, изометрические сокращения икроножных мышц, прогулки по салону, физическая активность при снижении и посадки самолета).
  2. Употребление достаточного количества жидкости (не менее 250 мл каждые 2 часа), отказ от алкоголя, снотворных и седативных препаратов.
  3. Ношение в полете легкой, не стесняющей движения одежды и обуви.
  4. Использование компрессионного трикотажа (при наличии хронических заболеваний вен степень и уровень компрессии подбирают индивидуально).
  5. Использование фармакологических средств (низкомолекулярных гепаринов) у лиц с высоким риском ВТЭО.

Какие 4 способа помогут избавиться от смартфонозависимости — узнайте из видео:

 

Информация предоставляется в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. При первых признаках заболевания обращайтесь к врачу.