Наука и практика,

«У меня изменилось восприятие “нормальной” кожи»: личная история борьбы с угрями

Акне, или угревая сыпь — проблема, которую многие недооценивают.

В итоге люди годами, а то и десятилетиями, мучаются из-за прыщей и воспалений на коже и стесняются своего лица. Вот и 26-летняя Елена Рыдкина из Москвы больше 10 лет —  с переменным успехом — боролась с акне — пока не попала в руки к хорошему дерматологу.

«Бурно “цвести” мое лицо начало лет в 14 — воспаления и угри тогда появились на лбу, щеках и на подбородке», — вспоминает Елена. Когда у нее начались проблемы с кожей, Лена, как любая девочка-подросток, хотела выглядеть хорошо и нравиться окружающим — поэтому не выходила из дома без солидного слоя тональника на лице. Правда, сейчас, глядя на школьные фотографии, она понимает, что тональный крем мало что скрывал — но тогда ей было важно хотя бы попытаться спрятать свой «недостаток».

Я даже в солярий (куда я и записалась потому, что думала, это поможет мне улучшить кожу) ходила с мейкапом. Заходила в тональнике, а уже там смывала его.

Но однажды мы поехали в Испанию, и там было так жарко, что носить толстый слой косметики на лице было просто невыносимо. Когда я смыла весь тональный крем и посмотрела на себя в зеркало, я расплакалась», — рассказывает Елена. Стало ясно, что с проблемой нужно что-то делать — и обычными «умывалками» и тониками против прыщей тут не обойдешься. По возвращении из отпуска в родной Норильск Лена записалась к косметологу. Та делала ей чистки, пилинги, порекомендовала специальную косметику — и вроде бы кожа стала получше.

«В какой-то момент я бросила ходить к косметологу: с одной стороны, полностью проблему решить не удавалось, с другой — лицо стало выглядеть более или менее нормально, да и ладно. С тех пор я как-то бессистемно боролась с акне: время от времени записывалась на чистку, покупала разные средства для жирной и проблемной кожи в масс-маркете, соблюдала свой уходовый “ритуал”», — говорит Елена.

Ритуал выглядел так: с утра она умывалась с пенкой для жирной кожи, потом протирала лицо подсушивающим тоником, затем наносила увлажняющий крем, и уже сверху — косметику. Вечером — смыть мейкап и повторить процедуру. Раз в неделю — очищающая маска.

Гормоны и снова — акне

Проблема с акне фактически решилась, когда в 18 лет Елена начала принимать гормональные контрацептивы. «Их мне прописала врач вообще по другому поводу, но в качестве побочного эффекта и мои прыщи стали исчезать», — рассказывает Лена.

В тот момент девушка расслабилась и понадеялась, что теперь навсегда забудет про высыпания. Но не тут-то было — угревая сыпь вновь дала о себе знать в самый неподходящий момент.

Pexels.com

«Я хорошо помню, это было прошлой весной. Я поехала на тренинг, там мы активно занимались, танцевали и делали всякие упражнения — и я стала чувствовать, что с моей кожей под слоем тональника происходит что-то не то. Утром, взглянув на свое лицо без косметики, я обнаружила массу новых высыпаний», — рассказывает Елена.

На этот раз угри появились в неожиданных местах, там, где раньше их не было, — в частности, на шее и на нижней стороне подбородка. Пару месяцев Лена ничего не предпринимала, пока не стало хуже, и тогда она — дело было в Киеве — стала искать специалиста, и ей порекомендовали местного косметолога. Та сделала девушке очередную чистку и отпустила ее.

«Я даже не уверена, что у нее было медицинское образование. Надо отметить, что к этому моменту я вообще ни разу не попадала именно к врачу-дерматологу, только к косметологам из салонов красоты — и, видимо, проблема была в этом», — рассказывает Елена.

Телешоу, тонны грима и настоящая медицина

Осенью прошлого года Лене предложили принять участие в популярном ТВ-шоу, где она должна была соревноваться с другими девушками за сердце богатого и успешного мужчины. На фоне прочих участниц ее проблемы с кожей стали особенно заметны — гримеры тратили много времени, чтобы привести ее лицо в порядок, и все равно несовершенства были видны.

Примерно в то же время к ней, как к популярному блогеру, обратились знакомые из одной частной клиники — они хотели предложить ей воспользоваться услугами эстетической гинекологии и рассказать об этом подписчикам. Лена ответила, что это ее не интересует, зато решение проблем с кожей для нее очень актуально. К ее радости, сотрудники клиники пошли ей навстречу.

«Перед началом съемок в шоу мне успели лишь сделать поверхностную чистку лица. И еще порекомендовали аптечный крем, который должен был помочь мне, если на площадке начнется обострение. Но после шоу сказали срочно бежать к дерматологу, потому что проблема серьезная», — рассказывает Елена.

Когда съемки закончились, Лена пришла в клинику. Там ей провели полную диагностику кожи: оценили ее жирность, гладкость, проверили, насколько расширены поры, сделали соскоб с лица на кожного клеща и взяли посев на микрофлору. Это был первый раз, когда специалист оценил состояние кожи девушки, прежде чем что-то с ней делать.

«Наконец-то я попала в руки медиков, а не просто косметологов с непонятной квалификацией. Они взялись решать мою проблему комплексно: мало того, что мою кожу тщательно изучили — у меня также взяли тонну анализов, направили на обследования и консультации к терапевту и гинекологу», — говорит Елена.

Врач-терапевт объяснил Лене, что если причина проблемы с акне — не только повышенная жирность кожи, но и какие-то нарушения в работе организма, то никакие поверхностные манипуляции не помогут. Необходимо наладить работу всех внутренних органов — тогда угревую сыпь удастся победить.

У девушки взяли анализы, чтобы проверить состояние щитовидки, уровень глюкозы, печеночных ферментов, билирубина и холестерина, а также содержание в крови витамина D. Также ей провели гастроскопию и сделали УЗИ брюшной полости. «По результатам исследований врачи обнаружили, что у меня есть проблемы с оттоком желчи, а уровень витамина D почти в два раза ниже нормы. Все это могло сказываться на состоянии кожи, так что мне сказали принимать витамин D в виде добавки и пить побольше жидкости, чтобы облегчить выведение желчи», — рассказывает Елена.

Depositphotos.com

Визит к гинекологу также выявил определенные сложности. Лена и до этого читала в интернете, что характерное расположение акне — на шее и подбородке — может говорить о дисбалансе половых гормонов, в частности, о повышении тестостерона. Гинеколог подтвердила, что высыпания могут иметь гормональное происхождение.

«Правда, оценить мой гормональный фон было сложно — для этого нужно было сначала отменить мои ОК, потом подождать, пока установится цикл, и затем уже сдавать анализы. Мы пошли по другому пути — врач попробовала заменить мои (монофазные, с высоким содержанием гормонов) контрацептивы на другие, многофазные и низкодозированные. И это помогло», — говорит Елена.

Наконец, когда пришли результаты исследования кожи, оказалось, что с ней все не так плохо. В бакпосеве нашли только условно-патогенную флору, которую вполне можно было контролировать наружными средствами (если бы на лице у Лены нашли патогенные бактерии, тогда пришлось бы еще и принимать антибиотики).

Новое лицо, новое тело

Дерматолог расписала для Лены довольно простую схему лечения. С утра, как и раньше, ей полагалось умываться со специальной пенкой. После этого нужно было дать коже высохнуть, минут 15, потом нанести лечебный крем, поверх него — увлажняющий.

«Оказывается, я ухаживала за кожей не совсем правильно. Например, я не знала, что после умывания важно дать лицу самостоятельно высохнуть. Я пользовалась подсушивающим тоником — это было лишним. Наконец, я покупала какие попало средства — а с моей проблемной кожей так делать категорически нельзя», — говорит Елена.

Через пару недель правильного ухода и использования раствора с антибиотиком кожа у Лены начала очищаться, многие высыпания уменьшились в размере и стали не такими красными. Уже после этого врач-дерматолог направила ее на косметические процедуры — чистку лица, лазерное лечение акне и аутоплазмотерапию.

Фото из Instagram Елены Рыдкиной

«Я не знала, и никто из специалистов раньше не говорил, что нельзя делать чистку, когда воспаление в самом разгаре — надо сначала стабилизировать состояние кожи. В этот раз я все делала правильно, и результат был в прямом смысле налицо. Плюс мне добавили лазерную терапию и инъекции плазмы — это, в принципе, необязательный этап, особенно для тех, кто ограничен в финансах. Но такие процедуры помогают ускорить заживление и регенерацию кожи», — рассказывает Елена. Сейчас лицо у Лены чистое и здоровое, никаких следов давней болезни. Изредка появляются какие-то воспаления, но теперь девушка знает, как правильно с ними бороться.

«Я смирилась с тем, что с учетом жизни в Москве и особенностей моей кожи на 100% избавиться от проблемы не удастся. Но можно поддерживать кожу в хорошем состоянии и успешно справляться с редкими рецидивами. Для этого я постоянно нахожусь в контакте со своим дерматологом, пишу ей, как только с лицом что-то происходит — появляются высыпания в нехарактерных местах, сухость или повышенная жирность. Также каждый сезон я повторяю диагностику кожи. Это нужно потому, что со сменой погоды меняется и состояние кожи — ее жирность, увлажненность и так далее. В соответствии с этим нужно иногда подкорректировать уход», — говорит Елена.

И, конечно, многие проблемы предотвращает профилактика: правильный уход, регулярные чистки, пилинг раз в неделю (в промежутке между чистками). Еще Лена принимает назначенные врачами добавки: цинк (он помогает бороться с воспалениями и убивать бактерии, вызывающие акне, а также регулировать работу сальных желез), омега-3-ненасыщенные жирные кислоты (обладают противовоспалительным эффектом, участвуют в гормональной регуляции), альфа-липоевую кислоту (антиоксидант, который также борется с воспалением).

Depositphotos.com

Но еще один немаловажный момент — девушка научилась принимать себя и свое лицо таким, какое оно есть. Пусть сегодня кожа чистая, а завтра на ней появятся высыпания, — это все равно ее лицо, и ей не стыдно предъявить его миру в любом виде.

«Мое последнее достижение в том, что я научилась выходить на улицу без тонального крема. Теперь я пользуюсь им только в исключительных случаях — например, если мне нужно на фотосъемку. А в целом я считаю, что мое лицо и так нормальное: во-первых, потому, что чаще всего оно действительно выглядит здоровым, во-вторых потому, что у меня изменилось понятие нормы.

В этом мне помогло, в частности, то же телешоу. Я увидела, что у идеальных девушек-моделей под слоем макияжа тоже есть несовершенства. Еще подспорьем стало движение акне-позитива — это призыв не замазывать угри, чтобы кожа с высыпаниями перестала быть стигматизированной, “ненормальной”.

Когда ты видишь вокруг людей с гладкими лицами, а себя в зеркале — с кучей акне, ты чувствуешь себя очень одиноко. Но теперь я знаю, что я в этом не одна — благодаря этому мне гораздо проще принять себя.

И еще: если я находила в себе силы любить себя, свое лицо даже с прыщами, то и окружающие не обращали никакого внимания на угри. Поверьте, у меня никогда не было проблем с мужчинами из-за акне — даже в подростковом возрасте. Акне — заболевание, серьезность которого люди с чистой кожей могут недооценивать. И оно давит — на самооценку, на твою уверенность в себе. Но все-таки в этом меньшая “заслуга” общества — давит это в первую очередь изнутри. И эту проблему решить не менее важно, чем избавиться от ненавистных прыщей», — резюмирует Елена.

«Ты это перерастешь», — и другие фразы которые лучше не говорить человеку, у которого акне.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.