Образ жизни,

Гипогликемия: знать и не бояться

Как новые инсулины защищают людей, живущих с сахарным диабетом, от смертельно опасных осложнений.

«Перед сном я померила сахар, сделала свой обычный укол. В полчетвертого ночи проснулась, что происходит – не пойму. Вся мокрая делаюсь, глаза не могу открыть: искры будто летят. Померила: сахар был 1,9 (при норме от 3,9 до 5,6 ммоль/л – прим.ред). Еле дошла до кухни и съела сладкое…» – так 71-летняя Галина Андреевна описывает свой опыт приступа гипогликемии, который случился в ноябре этого года. К этому моменту у нее 8 лет стоял диагноз «сахарный диабет 2-го типа», последние 4 из них женщина колет себе инсулин. 

«Врач потом удивился, как это я в кому (гипогликемическую – ред.) не ушла. Как-то справился организм, потому что меры приняла – сладкое съела сразу. Теперь под подушкой буду запас держать. Так-то у меня во всех сумках сахар и конфеты лежат, и питье сладкое беру с собой, если куда-то иду. Уже второй раз вот так ночью случается…» Первый раз при приступе гипогликемии сахар в крови у Галины Андреевны упал до 1,7 ммоль/л. «Уж лучше, думаю, десятка, чем вот такое, потому что состояние очень тяжелое».

Диагноз поставили 8 лет назад. «С чего вы решили прийти ко мне?» – удивилась эндокринолог районной московской поликлиники, когда Галина Андреевна обратилась к ней. На визите к врачу настояли близкие, заметив характерную симптоматику: женщину все чаще мучила сухость во рту, без видимых причин чесалась кожа. Взяли анализ крови: сахар был повышен.  В норме уровень глюкозы в крови, взятой из пальца натощак, – от 3,3 от 5,6 ммоль/л. Этот показатель больше 6,1 – одно из оснований поставить диагноз «сахарный диабет». 

«И откуда только взялся?» — недоумевает Галина Андреевна, но сама же вспоминает: у ее мамы тоже был диабет, который возник после сильнейшего эмоционального потрясения – смерти супруга. «Месяц она лежала без признаков жизни, на уколах, а потом ей диабет и поставили». Диагностировали ту же болезнь и у дяди героини, и также – в пожилом возрасте. «Только у него совсем плохо было, из-за диабета стал с головой не дружить, перестал жену узнавать, приходилось даже связывать его – буйствовал». Галину Андреевну больше всего пугает такая перспектива, хотя осложнений эта болезнь может принести в ассортименте: заболевания глаз, вплоть до слепоты, воспаление десен, нейропатию, сердечно-сосудистые болезни и болезни почек, поражение ног.

Мы привыкли недооценивать сахарный диабет 2-го типа. Обычно кажется, что диабет первого типа, инсулинозависимый, как его раньше называли, – вот это страшно: постоянно ограничивать себя во всем, колоть инсулин или ходить с помпой, подсчитывать неведомые хлебные единицы. Но все мы слышали – это заболевание обычно выявляется еще в раннем детстве, а значит все нормально, нас уже пронесло. Диабет же второго типа – это что-то попроще, с ним можно разобраться таблетками, да вообще и не факт, что это произойдет с нами. По состоянию на 2019 год диабетом страдает 463 миллиона взрослых людей во всем мире, то есть каждый десятый человек на Земле. При этом пациентов с диабетом 1-го типа из них всего 13%.

Сахарный диабет 2-го типа подкрадывается бессимптомно и диагностируется чаще, когда уже начались осложнения. Наиболее рискуют получить такой диагноз люди старше 45 лет, с пониженной физической активностью и нездоровым питанием. Обычно к диабету второго типа приводит комплекс причин, в том числе с избыточная масса тела, стресс и генетический фактор.

Врач назначила Галине Андреевне обязательную диету и сахароснижающие препараты. «Столько было таблеток!» – рассказывает женщина. – «Все подбирали, подбирали. Я и названия не успевала запомнить». Ситуацию осложняет другой диагноз – гипертония, частый спутник обладателей диабета 2-го типа. «Было трудно подобрать таблетки, чтобы отрегулировать и то, и другое», – говорит она.

Однако, несмотря на все старания, сахар так и не опускался до допустимых значений. «Бывало 15, 16… Самый большой у меня был, когда я попала с давлением в больницу, в приемном померили – 23! И диету соблюдала, и все делала так, как нужно, но таблетки все никак не помогали».

Спустя четыре года мучений врач приняла решение перевести Галину Андреевну на инъекции инсулина.

При диабете 2-го типа поджелудочная железа вырабатывает инсулин (в отличие от диабета 1-го типа), но клетки организма не в состоянии реагировать на него и поглощать глюкозу – свой главный источник энергии. В итоге неиспользованный клетками сахар остается в крови. Лекарства призваны снизить сахар в крови, снизить выработку избыточной глюкозы печенью и уменьшить инсулинорезистентность – то есть повысить восприимчивость клеток к инсулину. Но, если заболевание прогрессирует, как в случае Галины Андреевны, организму требуется дополнительный инсулин извне.

«Конечно, я боялась колоть, но что делать? Врач показала мне, как нужно, и вот – колю себе сама шприцом-ручкой: один – в бедро, другой – в живот». Сейчас пациентка использует два типа препарата: это инсулин длительного действия, она вводит его перед сном. В течение дня она использует инсулин ультракороткого действия – перед завтраком, обедом и ужином. «Если хочется сделать перекус, меряю сахар – если более-менее: подколов не делаю, если выше – подкалываю. Сейчас подобрали схему лечения и вроде бы сахар держится на уровне», – рассказывает Галина Андреевна. Но истории с приступами гипокликемии ее пугают.

Она не одинока. О страхах пациентов рассказывала на прошедшем осенью симпозиуме «Новые представления о гипогликемии и титрации: уникальные перспективы, инновационные решения и роль базальных инсулинов 2-го поколения», организованном биофармацевтической компанией Санофи, британский психолог, профессор Кэтрин Барнард. Пациенты с сахарным диабетом боятся иголок и боли от инъекции, но больше всего опасаются сложности лечения: что неверная доза инсулина настолько снизит сахар в крови, что это приведет к гипогликемии. Даже один приступ гипогликемии может отвратить человека от дальнейшей терапии инсулином, а значит, существенно ухудшить качество и продолжительность жизни. Кэтрин Барнард призывает пациентов не бояться титрации (самостоятельного регулирования доз инсулина), а врачей – к диалогу с пациентами.

«Спрашиваю врача – что делать? Она говорит: подбирайте дозу, а как – непонятно», – разводит руками Галина Андреевна.

«Доза инсулина может меняться в зависимости от рациона питания, режима физической активности, сопутствующих заболеваний, характера работы, социальной активности и даже климата,  рассказывает врач-эндокринолог национального медицинского исследовательского центра им. В. А. Алмазова, консультант проекта «Здоровье Mail.ru» Валентина Байрашева. И, действительно, лечащий врач не может находиться всегда рядом, подсказывая пациенту, как изменить дозу в конкретном случае. Вот почему пациенты должны научиться самостоятельно корректировать дозы инсулина, усвоив основные принципы.

Умение проводить самостоятельный анализ ситуации и корректировать дозу инсулина невозможно выработать без регулярного самоконтроля и ведения дневника. Сахар крови необходимо оценивать не только натощак, но и через 1,5-2 часа после еды, перед сном. В дневник необходимо также вносить данные о питании, физической активности и самочувствии.
Валентина Байрашева
врач-эндокринолог

Почему мог произойти приступ гипогликемии? Причины могут разными: пропущенный прием пищи, повторная инъекция (в случае, если больной забыл о предыдущей), прием алкоголя (особенно без употребления сложных углеводов и белков), физическая нагрузка. Другой нечасто обсуждаемой причиной развития гипогликемий может являться смена типичного места введения инсулина (например, вместо бёдер и ягодиц – живот). 

Отдельно стоит сказать про нераспознанные, пропущенные ночные гипогликемии. Их признаками могут являться общая разбитость наутро, кошмары (часто пациенты во сне видят кровопролитие, поедание сладостей и др.), ночная потливость, учащение пульса в ночное время и даже высокий сахар по утрам (так называемая постгипогликемическая гипергликемия)».

Если от прочтенного выше вам стало страшно – это нормально. Главное, разобраться в том, что требуется организму больного, и не закрывать глаза на проблемы. Диабет реально встроить в свою жизнь без ухудшения ее качества, соблюдая ряд правил.

  • Контролировать питание. Основу его должны составлять клетчатка и медленные углеводы. Не нужно воспринимать питание как мучительную диету – это должно стать новым образом жизни. Пациентам рекомендуется пройти школу диабета (они открыты при ряде медицинских учреждений).
  • Уделять физической активности не менее получаса в день (нагрузки нужно согласовать с лечащим врачом).
  • Выбирать современные препараты. Если требуются инъекции, желательно использовать препараты, которые могут контролировать уровень глюкозы с меньшим риском гипогликемий. 
  • Соблюдать правила техники инъекций инсулина.
  • Отказаться от вредных привычек: курения и алкоголя.
  • На случай экстренной ситуации гипогликемии держать при себе запас быстровсасывающихся углеводов (таблетки декстрозы, сладкий тёплый чай, сахар, фруктовый сок).

После нашего разговора внучка, с которой живет Галина Андреевна, зовет ее на обед: «Она что-то приготовит и спрашивает: "Бабушка, будешь?" Вдруг бабушка обидится, что ей не предложили. Но сейчас я знаю, когда сказать "нет"»

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.