Впервые выявить этот участок, играющий ключевую роль в процессе чтения, смогли специалисты по нейрохирургии и нейробиологии из Школы медицины Университета штата Техас (США).
Свое открытие ученые сделали, изучая записи электрической активности мозга пациентов, которые проходили лечение от тяжелой формы эпилепсии. В рамках терапии в различные отделы мозга этих людей были введены электроды, что позволяло наблюдать за процессами, происходящими в мозге во время чтения.
В результате в левой передней затылочно-височной доле мозга был выявлен ключевой регион, называющийся «срединная веретенообразная кора». Этот участок, как установили исследователи, работает как своеобразный визуальный «онлайн-словарь»:
способность мозга во время чтения мгновенно отличить, к примеру, слово «лемур» от случайного сочетания тех же букв — «урмле» — зависит от того, как именно срединная веретенообразная кора обрабатывает информацию.
Когда мы читаем, в веретенообразной коре постоянно происходит сравнение видимых нами верениц букв с сохраненными образцами написанных слов. После того, как слово идентифицировано, информация о нем распространяется из веретенообразной коры в другие регионы мозга, отвечающие за обработку зрительной информации.
«Насколько сильно веретенообразная кора реагирует на слово и как быстро она способна различить настоящее слово и бессмысленный набор букв, в большой степени зависит от того, как часто настоящее слово встречается в повседневной речи, — пояснил ведущий автор, профессор Нитин Тэндон (Nitin Tandon). — Короткие, популярные слова обрабатываются мгновенно, а более длинные и редкие — дольше».
«Поскольку чем чаще встречаются в речи слова, которые мы читаем, тем быстрее мы это делаем, скорее всего, именно срединная веретенообразная кора является тем “бутылочным горлышком”, от которого зависит скорость чтения», — отметил Тэндон.
Верность этого предположения он и его коллеги смогли подтвердить экспериментально. Когда исследователи искусственно нарушали у пациентов активность веретенообразной коры, это приводило к временной дислексии, то есть люди оказывались не способны читать, при том что все другие речевые функции, такие как способность называть окружающие объекты или понимать речь, сохранялись. Тэндон и его коллеги рассчитывают, что сделанное ими открытие поможет разобраться в неврологических причинах дислексии.
Как оставаться здоровым осенью — 7 лайфхаков: