Результаты исследования, проведенного группой сотрудников Центра иммунологии и воспалительных заболеваний Школы медицины Гарвардского университета (США), опубликованы в журнале Nature.
Механизм развития аллергической реакции хорошо изучен: при попадании в организм аллергена, например арахиса, в крови начинают вырабатываться антитела — белковые молекулы, которые называются иммуноглобулины Е (IgE). Эти антитела связываются с иммунными клетками и циркулируют в крови. При повторном столкновении с аллергеном иммунные клетки, связанные с IgE, начинают активно вырабатывать вещества, которые вызывают симптомы аллергии, самым экстремальным из которых является анафилактический шок.
Однако до сих пор ученые не могли объяснить тот факт, что у многих людей IgE-антитела, выработавшиеся в ответ на определенный аллерген, продолжают циркулировать в крови, а симптомов аллергии не возникает. К примеру, примерно половина людей, в крови которых присутствуют антитела к арахису, от аллергии на арахис не страдают. Кроме того, зачастую люди, в детстве страдавшие от аллергии, «перерастают» ее и симптомы у них пропадают, в то время как в крови у них остается существенное число антител к аллергену.
Чтобы раскрыть эту загадку, исследователи сравнили IgE, выделенные из крови людей с активной аллергией на арахис, и IgE, выделенные у людей без каких-либо симптомов аллергии. Оказалось, что эти антитела отличаются — к молекулам антител, принадлежащих людям с аллергией, присоединены молекулы сиаловой кислоты (углевода, присутствующего в слизистых оболочках, жидкостях и тканях организма). Эксперименты на животных показали, что искусственное добавление молекул сиаловой кислоты к IgE приводит к усилению аллергической реакции, а удаление, наоборот, ее успокаивает, снижая риск развития анафилактического шока.
«Полученные нами результаты говорят о том, что оценка количества молекул сиаловой кислоты на поверхности IgE может служить в качестве биомаркера, позволяющего более точно диагностировать аллергические заболевания. А удаление сиаловой кислоты с IgE может стать новой стратегией лечения пациентов с аллергией», — пояснил ведущий автор Роберт Энтони (Robert Anthony).
В каких продуктах больше всего витамина D: