Синдром менеджера: что это такое и как его предотвратить

Cиндром менеджера, он же синдром профессионального выгорания и хронической усталости, — острая проблема современного общества.
-
Источник: Freepik.com/CC0

Всемирная организация здравоохранения даже приняла решение включить его в перечень международной классификации болезней в 2022 году. Как он проявляется и можно ли его избежать?

Что такое «синдром менеджера»

Под выгоранием принято понимать психическое и физическое истощение. Такое состояние вызвано постоянным перенапряжением, например, когда человек долгое время работает на пределе своих сил и психических ресурсов. Он старается выполнять множество задач и успевать абсолютно все, игнорируя усталость и стресс.

Неудивительно, что однажды приходит момент, когда мотивация и силы пропадают, и восстановить их бывает уже непросто.

Если же в таком состоянии продолжать работать, то это непременно скажется на здоровье и качестве жизни. А потому избыточную усталость нужно фиксировать как можно раньше, пока она еще не перешла в выгорание. Если долгий период вы не находили время для отдыха и восстановления, то со временем любая, даже незначительная, нагрузка будет восприниматься как препятствие.

В этой ситуации нам свойственно заниматься самобичеванием. Мы можем винить себя в лени, нежелании работать, отсутствии успеха. Но правда в том, что это не вопрос силы воли, а нормальные ограничения физиологии. Всем необходим отдых.

Как избежать синдрома менеджера

Чтобы не допустить развития синдрома менеджера, в первую очередь нужно придерживаться базовых рекомендаций, касающихся сна и отдыха, питания, баланса физических и умственных нагрузок.

1. Высыпаться

Необходимо спать не менее восьми часов в сутки. При этом важно, чтобы сон был непрерывный.

2. Правильно питаться

Соблюдать режим питания и заботиться о его сбалансированности, стараться контролировать уровень витаминов и микроэлементов в организме (для этого потребуется консультация врача).

Отказывая себе в достаточном удовлетворении простых физиологических потребностей, мы вредим не только телу, но и психике: на бессознательном уровне это переживается как небезопасная ситуация, и мозг включает режим «тревожного ожидания».

3. Отдыхать

Кроме того, крайне важен отдых — время, когда вы не заняты ничем полезным. Это такая же необходимость, как питание и сон. Если вы трудоголик, то введите в обязательную привычку приятные, отвлекающие от работы занятия.

Даже когда мы просто лежим или сидим без дела, наш мозг на самом деле занят — он обрабатывает полученную за день информацию.

Раньше информации было значительно меньше, а времени для ее усвоения больше, и благодаря этому человек не сталкивался с таким разнообразием различных тревог.

4. Заниматься спортом или посещать массаж

Эффективным способом борьбы со стрессовыми и тревожными состояниями является телесный отдых. Например, массаж или занятие танцами. Необязательно посещать спортивный зал и подвергать себя силовым нагрузкам, достаточно пеших прогулок, чтобы высвободить напряжение и набраться сил.

Какие причины провоцируют развитие синдрома менеджера

Чтобы правильно справиться с выгоранием, важно понимать причины, по которым оно возникло. Это состояние провоцируют не только избыточные нагрузки на работе, но и субъективные факторы.

1. Нелюбимая работа

Например, вам не нравится то, чем вы занимаетесь. На нелюбимой работе тяжело выполнять даже простые действия. Они будут требовать больше сил, чем деятельность, которая приносит удовольствие.

2. Отвлечения

Также выгорание может возникать при постоянных отвлекающих факторах. Сегодня сотрудникам часто приходится работать в режиме многозадачности.

Когда человек выполняет несколько проектов сразу, параллельно переключаясь на звонки и переговоры с коллегами, затрачивается много энергии.

Важно наметить такой план работы, при котором даже регулярные отвлекающие моменты не будут выбивать из колеи. Обязательно делайте перерывы в течение рабочего дня и отдыхайте после его завершения.

3. Принятие решений

Немало сил уходит и на процесс принятия решений. Приемы тайм-менеджмента помогут равномерно распределить нагрузку, упорядочить работу так, чтобы не искать в любой ситуации новые решения, а пользоваться заготовками.

4. Тревога

Она может возникать из-за «горящих» дедлайнов, из-за страха услышать критику или по другим личным причинам. Чтобы не допустить синдрома менеджера, крайне важно работать над позитивной самооценкой.

Получение обратной связи от коллег и руководства не всегда возможно, да и кто, кроме вас, знает точно, чего вам удалось добиться и каким трудом?

Попробуйте самостоятельно вести дневник достижений. Фиксируйте в нем все успехи за день, даже если они кажутся вам мелочами. Это простая и эффективная практика, которая поможет вам увидеть, что вы трудитесь не впустую.

5. Недоверие коллегам

Бывает, люди отказываются от отдыха, думая, что если они уедут в отпуск, то без них на работе «все рухнет». И здесь важно понять, что вы не один и ваши коллеги тоже способны выполнять определенные задачи, если им предоставить такую возможность. Иногда необходимо позволить себе отдохнуть, а другим дать шанс проявить себя.

6. Невозможность остановиться

Случается и так, что человеку сложно выполнять рекомендации по самовосстановлению. Он как будто бы чувствует себя в колесе и не может остановиться. Часто это происходит потому, что организация отдыха и полезных практик тоже требует усилий, но их нет, поскольку истощение слишком велико. К тому же любая перемена тревожит, даже если она позитивная. Если вы заметили в себе эти моменты, не стесняйтесь обратиться за помощью к специалисту. Работая с психологом, вы восполните необходимые ресурсы.

Информация предоставляется в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. При первых признаках заболевания обращайтесь к врачу.