Просто дела?
Проще говоря, если вы занимаетесь чем-то, что помогает убить время, скорее всего, это и есть поглотитель вашего времени. На самом деле все не так однозначно.
Поглотители времени — это дефиниция, присущая классическим подходам к тайм-менеджменту. Они предполагают, что есть набор действий или явлений, которые при любом своем проявлении заставляют вас тратить или терять время. К ним принято относить разбор электронной почты, социальные сети, поиск бумаг в бардаке на столе, даже разговоры с людьми.
Если говорить терминами матрицы Эйзенхауэра (согласно которой дела могут быть важными и срочными; важными, но не срочными; неважными, но срочными; не важными и не срочными), то это ненужные, несрочные и неважные дела. Но, отмечает эксперт, если исходить из современного подхода к тайм-менеджменту, становится ясно, что к любому явлению, которое в «старом» варианте однозначно является поглотителем времени, надо подходить дифференцированно.
Например, социальные сети — хрестоматийный пример поглотителя времени. Многие проводят в них очень много времени для развлечения или от нечего делать, но существуют профессии, в которых они необходимы и являются рабочим инструментом. С другой стороны, и для человека, чья профессия не связана с соцсетями напрямую, они могут и не быть пожирателем времени. Все зависит от условий — например, ему нужно найти новые связи в одной из сфер своей работы, и чтобы их найти, он может использовать в том числе Facebook, LinkedIn и так далее.
Как распознать поглотитель времени
Является ли какое-то занятие для вас поглотителем времени — на самом деле вопрос сбалансированности времени, которое вы посвящаете тем или иным делам. Например, можно ограничить пребывание в сетях часом в день — то есть установить рамки, это вполне эффективный подход. «С одной стороны, человек понимает, что ему нужны социальные сети для построения сети общения. Но с другой стороны, он понимает, что если он не ограничит пребывание в них, они начнут отнимать время, — объясняет Забродина. — Решите для себя: где та граница, за которую вам не следует выходить. Это касается любого дела, которое может стать поглотителем».
Специалист рекомендует искать свои личные поглотители времени: индивидуальный подход в данном случае более действенный, чем обобщенный.
Но есть и универсальные методы, полезные всем. Например, хронометраж: он позволит проанализировать ваши отношения со временем и понять, как выстраивать свой график. Прежде чем принимать решение о том, как и в отношении каких занятий нужно ограничить время, понаблюдайте за ним. Опишите его и проанализируйте, сколько времени вы на него тратите, чем вы занимаетесь.
Делая хронометраж, вы понимаете, как и на что вы тратите время. Проанализируйте, насколько каждый вид вашей деятельности и посвященное ему время соответствует вашим краткосрочным и долгосрочным целям (это и какой-то проект, и вся жизнь).
Допустим, вы проводите на Facebook 3 часа в день, 30% из них вы занимаетесь чем-то полезным (смотрите профильные группы, ищете нужные контакты и так далее), а 70% — просто листаете френдленту.
Сделав хронометраж, вы поймете, что эти «неважные» 70% составляют 126 минут в день. Можно их сократить, оставив «для удовольствия» 20 минут в день. Таким образом разбирается каждое дело, которое потенциально поглощает время (разговоры с людьми, просмотр телешоу и так далее). Можно попытаться снизить затраты времени на то или иное дело до «целевого» показателя.
Лучше понять, где проходит граница важного и второстепенного, помогает детализация. Например, можно выделить 20 минут на чтение статей, а можно — 10 минут на материалы по саморазвитию, а 10 минут — на развлекательные материалы. Благодаря этому становится понятно, как менять ситуацию.
Забродина уверяет, что первые изменения вы увидите очень скоро: мозг быстро начнет фокусироваться на том, что действительно важно. Главный вопрос тайм-менеджмента — это вопрос целей, поэтому они всегда учитываются при выявлении пожирателей времени, «польза» и «вред» того или иного занятия определяется именно исходя из того, какие у вас цели.
Всегда ли отвлекаясь от цели мы тратим время зря?
Целеполагание и распределение времени взаимосвязаны — невозможно распределить время, не зная, зачем оно нужно.
Когда вы ставите цель, надо понимать, каковы ваши ресурсы. Время — это один из базовых ресурсов.
Говоря о целеполагании, все же стоит учитывать наличие двух подходов, — продолжает Забродина. — Первый распространен гораздо больше (в нашем левополушарном мире) — это рациональное целеполагание». Например, у вас есть некая стратегическая цель, внутри которой много задач. Если в рамках этих задач нет таких, для решения которых нужен Facebook, значит, в этом случае это действие становится поглотителем времени.
Существует и другой подход — интуитивный. Есть люди, которые не планируют время и не ставят цели классическими способами, при этом они вполне успешны. Время может быть последовательным, запланированным, которым мы управляем, а есть благоприятные моменты для того или иного действия («кайросы», по определению автора методики тайм-менджмента Глеба Архангельского). «Например, бизнес, предпринимательство — это поиск возможностей, он ничем не связан. Допустим, вы сидите в сети и вдруг раз — идея для нового проекта или даже бизнеса. Другой вариант: у вас возникает ощущение, что именно сейчас, поговорив с кем-то или прочитав какую-то заметку, вы узнаете полезное и очень важное — это и есть благоприятный момент, и это интуитивно», — объясняет Забродина.
Поэтому ответ на вопрос: «Отвлечение от цели — это трата времени впустую?» — и да, и нет. С точки зрения рационального целеполагания — это верно, а с точки зрения интуитивного целеполагания — нет. Выбор подхода, в рамках которого вы распределяете свое время, — за вами (не исключено и их сочетания). Найдите тот, который комфортен именно для вас, и тогда вы сможете управлять своим временем так, как нужно вам.
Одна из проблем тех, кто не владеет техниками тайм-менеджмента — опоздания. Чтобы перестать опаздывать, нужно разобраться в причинах того, почему вы это делаете.