Порой из благих побуждений вы занимаетесь самодиагностикой и теряете драгоценное время и нервы. Может, не стоит? Привычка на первое же «кольнуло в боку» забивать симптом в Гугл уже отработана хорошо. Причем когда дело касается нас самих, еще можно получить более или менее объективную картину, но если пытаешься «продиагностировать» кого-то из родственников, ситуация может дойти до абсурда.
Там ведь написано
Предположим, вы читаете информацию в достоверных источниках — в энциклопедиях. Такие материалы специфичны: в небольшой объем нужно уместить самое основное. Сжато и лаконично вам рассказывают общие моменты, причины, симптомы, осложнения, пути решения проблемы самостоятельно или с врачом, основы профилактики.Такие фразы, как «аутоиммунное», «до конца не изучены», «может протекать в латентной форме», «могут привести к гибели» подтверждают ваши худшие тревожные предположения. Тут вы начинаете бояться за близкого и пробовать что угодно, чтобы помочь ему.
Случай из жизни
Моя подруга Лена несколько месяцев втихаря лечила маму от болезни желудочно-кишечного тракта, у женщины всегда наготове было три препарата и травяной сбор. Но однажды таблетки не помогли, и мама оказалась в реанимации с инфарктом. Также выяснилось, что у женщины ишемическая болезнь сердца и повышенный уровень холестерина, следствием чего и стал инфаркт.
Лена очень боялась потерять маму — и чуть не потеряла. А надо было так: появились боли — пошли к терапевту. Подробный сбор анамнеза, кровь всего на несколько ферментов, УЗИ поджелудочной — сразу бы исключили панкреатит. Дальше — клинический и биохимический анализ крови, исследования сердца — и диагноз поставлен, лечение назначено, инфаркт предупрежден. По сути — 2-3 визита к врачу в течение недели.
Самодиагностика vs дифдиагностика
Есть такая вещь — дифференциальный диагноз. Терапевты им владеют, анализы крови, УЗИ и прочие обследования помогают не ошибиться в предположениях. Да, некоторые популярные статьи о болезнях содержат фразы: «стоит отличать от...», «следует провести дифдиагностику...». Что касается случая Лены, то тут случай хрестоматийный: пациенты часто путают боль в сердце и в желудке, потому что болит приблизительно в одной и той же зоне. Кто дочитывает до этих слов, когда перед ними в первых абзацах уже сказали о возможной смерти или ужасных осложнениях?
Люди без медицинского образования не знают, насколько вариативной может быть болезнь, в тревожном состоянии они или упускают некоторые симптомы или гипертрофируют их. Да что говорить, врачи тоже порой оказываются в затруднительном положении из-за «смазанной» картины. Для этого и существуют консилиумы, где несколько специалистов детально обсуждают анамнез, клинические проявления и все возможные и даже невероятные диагнозы. Разве может один человек, да еще пациент, учесть все нюансы и определить болезнь?
Последнее: если врач, изучив ваши симптомы, зная обо всех остальных сопутствующих заболеваниях и принимаемых лекарствах, назначил вам еще один препарат, уточните схему приема, а инструкцию лучше не читайте.
Для особо мнительных это — дорога в никуда. Фармацевтические компании во время множественных исследований перед выводом препарата на рынок для клинического применения обязаны обозначать любые реакции, возникшие у пациентов при приеме средства. Даже если два человека из сотни, принимающих лекарство от зубной боли, случайно где-то споткнулись и сломали руки или ногу, это должно быть зафиксировано. К написанию официальной документации и инструкции подход строгий.
Предупредить обо всем возможном компания обязана. Это диктует закон, медицинская этика и даже экономические соображения, если есть риск отдаленных судебных разбирательств. В списке побочных явлений практически к любому препарату числится и анафилактический шок, и кома, и потеря зрения, но риск этих осложнений ничтожно мал по сравнению с рисками от отсутствия лечения.
Читайте также:
Почему мороженое стоит есть почаще: три причины: