Руководитель Роспотребнадзора Анна Попова хочет перенять опыт Японии и ввести для россиян ограничения по объему талии (так, он не должен превышать 90 см у мужчин и 80 сантиметров у женщин). Я узнала эту новость, когда рассматривала себя в зеркало и пыталась решить, могу я сегодня позволить себе читмил, или нет. В итоге решила, что не могу, и в этом есть заслуга Роспотребнадзора — я испугалась возможных штрафов.
В странах первого мира сегодня процветает мода на бодипозитив, но российские медиа все еще транслируют идею, что счастье и здоровье напрямую связаны с худобой. Для государства это выгодно, потому что оно всеми силами старается сократить расходы на лечение болезней — поэтому здоровые граждане полезнее больных.
Но вес не связан ни со счастьем, ни со здоровьем, хотя бы потому, что есть полные от природы люди, вес и формы которых выходят за пределы культурной нормы. Не думаю, что каждый из них спит и видит, как бы похудеть и стать как все — в этом плане бодипозитивные идеи потихоньку укореняются в российском сознании.
Что же делать условно стройным людям, у которых талия, например, 75 см или 79?
Гипотетические законодательные меры к ним не применить, но значит ли это, что им не надо корректировать питание и по мере сил оздоравливать жизнь? Нет, и в этом вопросе Роспотребнадзор разобраться не поможет, потому что, так или иначе, его инструменты по умолчанию карательны — ведь это ведомство.
Последние пару лет я весила не больше 66 килограммов, а окружность талии не выходила за пределы 72 см. Я считала себя полноватой, чувствовала вину за лишнюю порцию сладкого, временами заедала вину дополнительными порциями, а потом заболела на несколько месяцев. Болезнь, естественно, заедала любимыми шоколадками. Раньше я была уверена, что стоит мне завязать на пару недель, от пищевых утех не останется и следа, но в этот раз что-то пошло не так: в один прекрасный день я не смогла влезть в новое платье 46 размера, а потом оказалось, что мне мала половина моих вещей. Сказать, что я была в шоке — ничего не сказать. Стремительный набор веса случился со мной впервые, и я подумала, что таким мое тело останется навсегда. Моя талия — любимая часть тела — стала 80 см вместо 72 и я сомневалась, что смогу принять эту цифру.
Думаю, в таком состоянии человек становится невероятно уязвимым перед дорогостоящими интерактивными программами похудения, он готов поверить в любой обман, лишь бы получить надежду на то, что вернуть прежние размеры возможно. Я сама была готова сделать что угодно, лишь бы вернуть свои 65 кг (еще пару месяцев назад я считала, что это много), желательно так, чтобы результат был виден сразу. Панике я не поддалась, пошла к диетологу. Врач подробно расспросила меня о пищевом поведении и предложила комфортную систему питания для снижения веса, в которой самым строгим правилом оказалось «исключить сладкое». Я «села на диету», потихоньку успокоилась, и в какой-то момент поняла, что непривычно большая окружность талии — не самое страшное, что может со мной случиться. По-настоящему испугал риск больного сердца и диабета — в какой-то момент я осознала, что если я прямо сейчас не начну менять стиль питания, через 10 лет я буду чувствовать себя очень плохо.
Какое отношение все это имеет к инициативе Роспотребнадзора? Самое прямое — я не верю, что человека можно заставить менять свои привычки «сверху», даже угрожая штрафами и «санкциями». А вот во что я верю — так это в то, что, при желании, каждый способен почувствовать собственное «дно» и начать менять жизнь. И если человек готов к этому, перемены не будут болезненными — они будут желанными. Вот это уже не имеет абсолютно никакого отношения к намерениям ведомства.
Так или иначе, государство должно обеспечивать здоровье людей и системно бороться с такими проблемами, как ожирение, но не стоит ли начать с законодательного регулирования продажи фастфуда или снять продуктовые санкции. В том числе и поэтому на прилавках магазинов все меньше настоящей здоровой еды — овощей, мяса, рыбы, а то, что еще осталось, планомерно дорожает. Не на заводских пельменях же выстраивать здоровую стратегию питания, в самом деле.
Читайте также, почему похудение не сделает вас счастливым.