С сердцем все еще проблемы
Правда, в России смертность от сердечно-сосудистых заболеваний медленно, но снижается — в этом году она упала почти на 1%. Зато увеличивается количество смертей от онкологических болезней — уже на 2,5%.
Это не обязательно плохо — динамика соответствует уровню развитых стран. В США, например, в 2016 году число людей, которые умерли от рака, почти догнало количество умерших от болезней сердца и сосудов. Это говорит, во-первых, о лучшей диагностике онкологических болезней, во-вторых — о более высокой продолжительности жизни в целом.
Россиянам, конечно, до этих показателей пока далеко: мы все еще умираем от инфаркта и инсульта в три раза чаще, чем от рака, тогда как американцы — всего на 30% чаще. И все же, как ни парадоксально, растущая смертность от рака при снижении таковой от сердечно-сосудистых заболеваний — хороший знак: это говорит о том, что у большего числа россиян есть шанс дожить до того возраста, когда их может настигнуть онкологическая болезнь.
«Сгорел на работе»
Работа в буквальном смысле убивает россиян, причем с каждым годом — все больше и больше. В 2018 году Роструд сообщил, что количество смертей на рабочем месте, не связанных с производственными травмами, увеличилось на 5%.
Понятно, что, как и в целом по стране, на работе большинство соотечественников умирают от сердечно-сосудистых болезней. Интересно другое: на втором месте — самоубийства на рабочем месте! Ежегодно суицид совершают более 100 сотрудников — и это число, видимо, будет увеличиваться. Возможно, это связано с экономической ситуацией: индекс потребительской уверенности за последние пару лет стабильно отрицательный — это значит, что люди ожидают ухудшения своего финансового положения. Логично, что это приводит к дополнительному стрессу по поводу своей занятости, переработкам — и заканчивается это инфарктом или самоубийством.
Эпидемия ВИЧ
Увы, это факт — в России эпидемия вируса иммунодефицита, и дело с каждым годом только ухудшается.
В 2018 году федеральный СПИД-центр отчитался по свежей статистике — по итогам 2017 года в России было зарегистрировано более 1,22 млн ВИЧ-инфицированных (за все время наблюдений). Из них — 944 тысячи живущих с ВИЧ и более 276 тысяч, которые уже умерли от последствий заражения.
Больше всего пугает скорость распространения ВИЧ: из миллиона текущих диагнозов 104 тысячи — больше 10% — это новые случаи, впервые выявленные в 2017 году. И это количество заболевших — на 2,2% больше, чем в 2016 году. ВИЧ перестал быть инфекцией, поражающей наркоманов и гомосексуалов. Большая часть вновь выявленных пациентов — 53,5% — заразились при гетеросексуальных контактах.
Причина активного распространения инфекции — низкая культура контрацепции, отсутствие сексуального просвещения среди подростков, плохая диагностика существующих случаев ВИЧ и их неэффективное лечение. При этом эпидемию ВИЧ вполне можно остановить. В США, например, где численность населения почти в 2,5 раза больше, чем в России, ВИЧ-инфицированных почти столько же — 1,1 млн человек. И ежегодно количество новых случаев снижается примерно на 8%.
Сейчас число живущих с ВИЧ россиян примерно равно населению Перми, а общее число выявленных за все время пациентов — населению Нижнего Новгорода. Если государство не предпримет меры, вскоре это число может увеличиться и до населения Санкт-Петербурга или даже Москвы — и каждый пятый из этих людей будет умирать.
Иностранные агенты и нехватка лекарств
В 2018 году усилилась борьба против «иностранных агентов» — организаций, которые якобы представляют интересы других государств в России, получая финансирование из-за рубежа. Не обошла эта политическая война и медицинские некоммерческие организации.
Например, «иностранным агентом» признали Саратовскую региональную общественную организацию инвалидов, больных сахарным диабетом. Структура, которая помогала пациентам с диабетом получать льготные лекарства, ликвидирована.
Пока шли разбирательства, в Саратове погибла 28-летняя Ольга Багаева — девушка с диабетом 5 месяцев не получала лекарства, развились тяжелые осложнения. Она попала в отделение скорой помощи уже в коме, и врачи не смогли ее спасти. Девушка скончалась от почечной недостаточности.
Кстати, что касается ВИЧ: некоммерческим организациям, борющимся с эпидемией в России, тоже пытаются «перекрыть кислород», по тем же причинам — относя их к «иностранным агентам». Такие действия государства, в совокупности со снижением расходов Минздрава, вероятно, только повысят смертность от хронических заболеваний в России в ближайшие годы.
Читайте также, как дожить до пенсии в России.