Визит к врачу — для многих людей, которые лечатся по ОМС, и так большой стресс: нужно выбрать время, отпроситься с работы, отсидеть очередь... А если врач с порога начнет запугивать вас странными вопросами и страшными диагнозами, есть риск, что в следующий раз вы еще менее охотно пойдете за медицинской помощью. Как бы то ни было, к врачу надо отправиться, как только что-то заболело, или раз в три года на диспансеризацию. И первым специалистом, с которым вы столкнетесь, скорее всего, окажется терапевт. Чем же терапевты так пугают людей, что те больше не хотят возвращаться в поликлинику? И правда ли стоит начинать паниковать после этих фраз?
«Где же вы так долго были, почему раньше не пришли?»
После этих слов кажется, что у вас что-то очень серьезное, стремительно прогрессирующее и потенциально смертельное, а все сроки лечения, конечно, уже давно прошли. Погодите обдумывать прощальные слова. На самом деле, терапевты могут говорить такое, просто чтобы пристыдить нерадивых пациентов, которые долго пренебрегали профосмотром.
Но даже если вы действительно чем-то заболели и пришли к врачу с жалобами, специалист не должен вас отчитывать. Вы — пациент, а не провинившийся школьник , и вам совершенно нечего стыдиться — вы пришли, когда смогли, главное, что вы уже здесь.
Терапевт же, вместо того чтобы вас «виноватить», должен скорее приступить к осмотру и назначить исследования, поставить диагноз (если он есть) и подобрать лечение. Напомните врачу об этом, если он начнет рассказывать, как вы не правы, что затянули с визитом.
«Даже если это опухоль, мы будем вас лечить!»
Когда пациент слышит слово «опухоль», он сразу додумывает: «рак» и «смерть». Хотя опухоли бывают и доброкачественные. Такие обычно не угрожают вашей жизни, максимум — потребуется лечь на операцию. Даже при подозрении на злокачественную опухоль врач не может определить рак «на глаз». Особенно если это не онколог, а терапевт. Для подтверждения онкологического диагноза медики должны провести несколько обследований: сделать МРТ или КТ, взять образец подозрительной ткани на биопсию. Так что если вас пугают раком, сделав рентген или УЗИ, а то и просто прощупав вас голыми руками, бить тревогу рано. А вот сменить терапевта, пожалуй, самое время.
«А вы давно проверялись на ВИЧ?»
Такой вопрос врач может задать (подразумевая, что у вас, возможно, есть ВИЧ-инфекция), если вы всего лишь часто подхватываете простуды, вас замучили стоматиты или фурункулы. Но предполагать, что у вас ВИЧ, практически на ровном месте — это довольно странно. У ВИЧ-инфекции нет специфических симптомов, а часто она вообще никак себя не проявляет в течение нескольких лет после заражения. Так что такие подозрения терапевта — это диагноз по принципу «пальцем в небо».
Другое дело, если врач просто интересуется, когда вы в последний раз сдавали анализ, — в рамках диспансеризации это важно. Узнавать свой ВИЧ-статус стоит хотя бы раз в год, ведь в России, к сожалению, эпидемия вируса иммунодефицита, и количество инфицированных постоянно растет.
«С таким весом вас ждет диабет и ранний инфаркт»
Лишний вес и ожирение — действительно серьезная распространенная проблема, но это не повод стращать ими всех поголовно. Не факт, что у вас вообще есть ожирение, и если вас пугают последствиями избыточного веса, для начала уточните, какую стадию ожирения выявил у вас врач (и как он ее определил). Реальное ожирение начинается, когда индекс массы тела (ИМТ) переваливает за 30. Например, у женщины ростом 160 см и весом 70 кг ИМТ чуть больше 27 — это лишь небольшой лишний вес. Если же врач скажет, что у вас правда ожирение второй или третьей степени (с ИМТ более 35), с этим придется что-то делать — такой вес действительно увеличивает риск преждевременно умереть от болезней сердца и сосудов.
«Такая худоба — это ненормально, вас надо обследовать»
Медикам не угодишь! Лишний вес — плохо, нет лишнего веса — тоже плохо... Кажется, будто золотой середины просто нет. На деле она, конечно, есть — это индекс массы тела в промежутке от 18,5 до 25. Если вы попадаете в этот диапазон, не переживайте — вы не слишком худой человек, с вашим весом все нормально. И даже если ваш ИМТ ниже 18,5, но был таким всегда — это тоже может быть нормой, возможно, у вас просто такая конституция. Начать бояться и прислушаться к словам врача надо, если вы резко потеряли вес в последнее время — вот это может быть признаком разных болезней: от психических расстройств и проблем с щитовидкой — до онкологического заболевания.
«Тут без операции не обойтись»
Действительно, бывают такие случаи, когда помочь может только хирургическое вмешательство. Но если терапевт говорит вам такое на первом же приеме, даже не попытавшись полечить вас консервативно — это повод не паниковать по поводу предстоящей операции, а насторожиться на тему компетентности специалиста (если, конечно, у вас нет огромной грыжи или свисающей с лица опухоли — тогда опасения понятны). Терапевт должен направить вас на консультацию к хирургу, который окончательно определит, нужна ли операция. Если же и после консультации хирурга у вас остаются сомнения в необходимости оперативного лечения, попробуйте взять второе мнение — у другого хирурга.
«С этим ничего не поделаешь, будете болеть до конца жизни»
Безусловно, есть болезни, которые нельзя вылечить окончательно — например, сахарный диабет 1-го типа или псориаз. Вы от них не умрете, но они меняют жизнь и периодически обостряются, могут развиться осложнения. Задача вашего врача как раз в том, чтобы научить вас жить с этой болезнью и облегчить страдания. Для этого терапевт может назначить вам дополнительные обследования, направить к узким специалистам, подобрать лекарства и/или процедуры для борьбы с последствиями заболевания.
Если нельзя вылечить болезнь полностью, это не значит, что невозможно добиться долгой и качественной ремиссии. Так что не стоит бояться, что проведете остаток жизни в муках, даже если терапевт говорит вам об этом, — лучше ищите другого врача, который сможет вам помочь.
Читайте также, как понять, что вам пора найти другого гинеколога.