Успеть за 60 секунд: беспилотная помощь

Истории о том, как дроны спасают жизни.
Транспортировка анализов
Кровь для переливания
Органы для трансплантации
Реанимация
Транспортировка анализов
Кровь для переливания
Органы для трансплантации
Реанимация
Еще
d8924dfcd700d6b795945cb0b2a54082.jpeg
Источник: pixabay.com/CC 0

Дроны используют службы доставки, журналисты, военные и охранные ведомства — этим уже никого не удивить. А вот о том, как беспилотники помогают медикам, известно меньше.

У дронов, в отличие от других летательных аппаратов, масса преимуществ: они недорогие, компактные, не требуют специальных площадок для взлета и посадки. При этом устройства способны опускать свой груз на землю с помощью троса. Поэтому самая очевидная сфера применения дронов — доставка жизненно необходимых посылок: быстро, без пробок и в трудно доступные места.

Транспортировка анализов

Еще в 2015 году швейцарская почта начала тестировать доставку легких грузов с помощью дронов. Но только в 2017-м две больницы в Лугано решились на пилотный проект по оперативной доставке проб крови. Таким образом совершено уже 70 полетов, в 2018 году эта практика транспортировки биоматериала может стать регулярной.

Схема работы такая: сотрудники больницы загружают в беспилотник контейнер с грузом и активируют доставку через мобильное приложение, после чего устройство самостоятельно следует по маршруту. Для этой миссии выбрали квадрокоптеры Matternet ONE, способные перевозить не более 1 килограмма на расстояние до 20 километров. Максимальная скорость — 36 км/ч, при этом аппарат может огибать здания, избегать зон, закрытых для полетов, а в случае отказа электроники или моторов приземляться с парашютом.

Такую транспортировку тестируют и на Мадагаскаре с 2016: компания Vayu пересылает с дронами образцы крови и кала.

В России также провели экспериментальный запуск октокоптера с пробирками на борту: компания «Инвитро» протестировала доставку биоматериала из труднодуступных районов в Кабардино-Балкарии. Первый рейс летающего робота с биоматериалом состоялся в 2015 году между медицинскими офисами в Чегеме и в Нальчике. За 15 минут беспилотник пролетел 12 километров — автомобиль проезжает это расстояние за 40 минут.

 «Сегодня использовать дрон — это новшество, но через 5–10 лет это будет ежедневная практика. Технологии, которые когда-то создавались как игровые, сейчас постепенно входят в разные сферы жизни. Надеюсь, что мы в ближайшем будущем сможем раскрыть их потенциал и в сфере здравоохранения», — сказал «Здоровью Mail.Ru» генеральный директор «Инвитро» Сергей Амбросов.

Но пока повседневное использования дронов для перевозки и доставки (в том числе биоматериала) пока ограничено законодательно.

Кровь для переливания

Во многих случаях в доставке крови для переливания счет идет на минуты, и в этой сфере преимущества дронов более чем очевидны.

В Университете Джонса Хопкинса в США исследовали этот новый метод перевозки и с точки зрения безопасности: у американского Красного Креста команда ученых купила емкости с эритроцитарной массой, тромбоцитами, плазмой и провела несколько полетов на расстояние 20 километров с постоянным мониторингом температуры хранения. Холодильную камеру прикрепили к дрону DJI S900, сняв фотоаппарат. Никаких отрицательных последствий для химического, гематологического и микробного состава образца крови не нашли, а доставленную кровь можно было сразу же использовать.

В 2016 годы Zipline в Руанде дронами начали перевозить кровь для переливания и лекарства.

Органы для трансплантации

Мир ждет, когда легкие, печень и другие органы для пересадки можно будет получить экспресс-доставкой. Сейчас самый быстрый и надежный способ — вертолеты. Увы, они могут приземлиться не везде, к тому же стоит такой полет немало. Очень часто, например, донорское сердце не успевают доставить к пациенту лишь из-за неправильно организованного маршрута перевозки.

Единственная альтернатива —  запуск дронов, которые могли бы быстро и безопасно доставлять груз.

Кажется, что произойдет это совсем скоро: американская фирма Lung Biotechnology вмсесте с китайским авиастроительным холдингом EHang создают модифицированные пассажирские мультикоптеры для срочной доставки органов.

Прототип пассажирского дрона EHang 184 представили на выставке CES 2016: этот аппарат пока — нечто среднее между одноместным вертолетом и беспилотным октокоптером. Устройство может поднимать в воздух пассажира весом до 100 килограммов и перевозить его со скоростью до 100 километров в час в течение 23 минут.

Контракт между китайской и американской компании заключен на 15 лет, так что в обозримом будущем мы сможем увидеть результаты сотрудничества.

В спину тандему дышит немецкая компания E-volo, совершившая в апреле 2016 года тестовый пилотируемый полет 18-роторного мультикоптера Volocopter VC200. На скорости 25 км/час и высоте 20-25 метров летательный аппарат может находиться в воздухе в режиме беспилотника до получаса. В ближайшее время разработчики будут испытывать его на максимальной скорости 100 км/час и высоте до двух километров, при том что максимальная взлетная масса модели — 450 кг.

Реанимация

Прототип дрона со встроенным дефибриллятором представили еще в 2014 году. Разработчики создали машину, которая, по их словам, способна повысить шансы человека с остановкой сердца на выживание с 8 до 80%. В таких ситуациях счет идет на минуты, и только этот беспилотник может доставить средство спасения в радиусе 2 квадратных километров всего за 60 секунд.

Схема работы предложена следующая: дрон перехватывает звонок в службу скорой помощи и отправляется на место происшествия, в то время как установленная на нем камера передает всю информацию оператору-парамедику. В режиме реального времени этот специалист может общаться с людьми, которые оказывают помощь пострадавшему.

В планах изобретателей сделать из такого дрона полноценный «летающий медицинский инструмент», который может переносить кислородную маску для тех, кто, например, оказался рядом с пожаром, или инъекции инсулина для людей с острыми приступами диабета.

В Канаде, где удается спасти лишь 10% людей с остановкой сердца, тоже задумались над таким дроном. Инженеры Университета Торонто уже представили компьютерные модели размещения точек потенциального базирования беспилотников с дефибрилляторами, которые могли бы сократить сроки доставки необходимой помощи минимум вдвое. Предполагается, что летательные аппараты, стоимостью около 10 тысяч долларов скоро начнут работать и смогут спасти до 80% людей, к которым скорая не успевала прежде.

Информация предоставляется в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. При первых признаках заболевания обращайтесь к врачу.