Тема сексуальности пожилых людей еще более тонка и сложна, чем тема сексуальности самой по себе. Причин много: стереотипы, связанные с возрастом, стигма, и конечно, физиологическое старение.
Некоторые из последних — это, конечно, изменение гормонального фона, последствий у которого масса — от дискомфорта до утраты либидо; сердечно-сосудистые болезни и ожирение, заболевания костей, заболевания нервной системы.
В России вообще не принято обсуждать со своим врачом в рамках лечения, а не разговоров за жизнь, проблемы сексуальной сферы; к психотерапевтам и сексологам люди обращаются неохотно и в молодом возрасте, что уж говорить о пожилых. В европейских странах ситуация отличается несильно — по словам сексолога из Centre for Physical Rehabilitation De Trappenberg, основателя организации Sexuality in disability and disease Воета Гианоттена, врачам (особенно молодым) сложно обсуждать сексуальную жизнь своих пожилых пациентов, для успешной работы им требуется дополнительное образование. Кроме того, по словам Гианоттена, к терапевтическому процессу нужно подключать психотерапевтов (это можно представить в европейских реалиях, но никак не в российских). При этом очевидно, что насыщенная сексуальная жизнь делает здоровее любого человека — вне зависимости от набора хронических болезней. К сожалению, лечащий врач — первый человек, который скажет, что вы уже старая и думать надо не о сексе, а о других, печальных вещах.
Женщины в этой ситуации более уязвимы, чем мужчины — ведь сексуальность все еще принято идентифицировать с фертильностью: когда женщина утрачивает возможность иметь детей, она лишается своей половой идентичности.
Стоит ли вспоминать, что сексуальное долголетие мужчин подвергается сомнениям меньше и реже, потому что мужчина способен зачать в любом возрасте.
Кто-то в это верит и раньше времени ставит на себе крест, но есть и те, кому хватает критичности мышления на то, чтобы не следовать стереотипам. К хорошему это тоже не приводит — в недавнем докладе главного врача Англии Салли Дэвис говорится, что все больше пожилых британцев заражаются венерическими болезнями — они не стесняются наслаждаться жизнью, но не знают, как делать это без последствий, или не задумываются о них. Авторы доклада обращаются в первую очередь к врачам — указывая на необходимость диалога с пациентами и совместного решения проблем.
Очевидно, что пока его недостаточно, но это лишь одна сторона проблемы. Другая — это стереотипы, которыми охотно живет подавляющее большинство людей.
После слов: «Мне уже поздно» или «Ты слишком старая для этого», — секс становится чем-то особым, доступным лишь некоторым возрастным группам, но это то же самое, что делить людей на «годных» или «негодных» по отношению к еде.
Поделив всех людей на группы, мы отгораживаемся от идеи многообразия мира и от того, что он не может быть черно-белым, понятным и приемлемым. Тем, кто так думает, не вредно вспомнить, что человек нуждается в любви и ласке независимо от возраста и физических недостатков.
В итоге пожилой человек оказывается между двух огней: здравоохранением — которое, несмотря на научный прогресс, не то чтобы готово поддерживать в щекотливых ситуациях, — и обществом, которое не готово признавать, что любви покорны все возрасты. Конечно же, единственная надежда остается на себя — на любознательность, самоуважение и здоровый эгоизм.
Вернуть молодость пока еще нельзя, но можно жить полной жизнью в тех условиях, которые она предлагает здесь и сейчас.
Современные лекарства могут облегчить многие состояния — в первую очередь это, конечно, болезни сердца и изменения гормонального фона. В поле заместительной гормональной терапии еще много неясного, в частности, непонятно время, в течение которого она безопасна. Но даже такое положение дел дает возможность выбора. Лекарства от болезни Альцгеймера, например, еще нет — и конечно, решить ситуацию с сексом в паре, где один из партнеров болеет, сложнее, чем если человек одинок или двое просто утратили интерес к сексу. И на первый взгляд она действительно кажется неразрешимой.
Но. Концепция «жизнь из чувства долга», которая и вытесняет пожилых из полноценной жизни, не оставляет места для удовольствий и наслаждений. Когда все «долги обществу» в виде карьеры и детей отданы, остается пустота.
На самом деле, пожилой возраст — это время, когда можно жить для себя, а значит делать свой выбор несмотря на то, одобряют это окружающие или нет.
Чтобы узнать о счастливой жизни в менопаузе больше, посетите сайт Women First - специальный проект компании Abbott для женщин.