Деменция — частый, но не единственный спутник старости. В нашем цикле материалов о старении говорим о депрессии у пожилых людей.
Болезнь или плохое настроение?
Каждый седьмой человек в преклонном возрасте страдает депрессией. Симптомы старческой депрессии встречаются у 13% пожилых людей — приводит статистику член правления Российской ассоциации геронтологов и гериатров, профессор, доктор медицинских наук Михаил Якушин.
Но прежде чем говорить о группах риска, следует разобраться, кого же считать «пожилыми».
По классификации ВОЗ, молодым человек является до 44 лет. Средний возраст заканчивается в 60 лет. До 75 — возраст пожилой, 75–90 лет — старческий, а после 90 — долгожители.
На практике дела обстоят несколько иначе. «Кто-то считает себя глубоким стариком в 40 лет, другие — в 70 будут вести активный образ жизни и называть свой возраст "зрелым"», — комментирует Михаил Якушин.
Образ жизни и сопутствующие заболевания — основные предпосылки депрессии. Порой у родственников уходят годы, чтобы распознать у близких серьезное заболевание.
Депрессия пожилых очень сильно отличается от депрессии в молодом возрасте. В преклонном — расстройство выступает под маской каких-либо болезней.
«Например, у человека начинает болеть сердце, кишечник или позвоночник. Он жалуется на метеочувствительность и головные боли. На самом деле, это проявления депрессии. Такие люди не плачут и не заламывают руки, как молодые. Поэтому отличить плохое настроение от психического расстройства неспециалисту очень сложно».
Неудивительно, что число суицидов на фоне депрессии у людей после 60 лет в несколько раз выше, чем у молодых. Приняв решение, они просто уходят из жизни, не утруждая родственников угрозами.
Как маскируется депрессия
Зарубежные специалисты уверены: обращаться к врачу нужно при первых подозрительных симптомах. «Если ваш родитель отказывается от еды в течение нескольких дней, внезапно теряет интерес к деятельности, которая его увлекала, чувствует себя подавленно дольше двух недель — это может быть депрессией», — считает Джоэл Страйм, доктор медицинских наук, профессор гериатрической психиатрии в Университете штата Пенсильвания.
Не стоит верить классическим отговоркам из серии «у меня все в порядке». Мало кто хочет быть обузой для своей семьи, а пожилые люди особенно.
Есть несколько физических болезней, за которыми чаще всего скрывается депрессия. По ложному пути могут пойти даже терапевты районных поликлиник. Ведь на самом деле искать лечение нужно в кабинете психотерапевта.
Абдоминальный синдром. Симптомокомплекс включает изжогу, тошноту, тяжесть, ощущение распирания в животе и снижение аппетита. Часто пациент поступает в больницу с диагнозом острого аппендицита или холецистита, но вмешательство врачей проблемы не решает. Пик болевых ощущений приходится на утро, во второй половине дня симптомы сходят на нет.
Головная боль. Многогранный симптом, причиной которого могут быть как сосудистые нарушения головного мозга, так и старческая депрессия. Диагностировать природу боли можно, только исключив опухоли и сосудистые патологии (для этого придется пройти целую серию исследований).
Бессонница. Может быть единственным симптомом депрессии. Если при соблюдении жесткого режима дня бессонница продолжает изматывать — надо обращаться к геронтологу.
Кардиалгия. Болевые ощущения в области сердца, не связанные с поражением артерий. Как правило, на кардиограмме отклонений нет, а выписанные «для профилактики» таблетки не приносят облегчения.
Артралгия. Если рентгенограммы, компьютерная томография и денситометрия не показывают патологии, а суставы и кости продолжают болеть — стоит заподозрить депрессию.
С чего начинается депрессия
Причин, из-за которых взрослый человек вдруг теряет интерес к жизни, масса — от социальных до чисто физиологических. Самый серьезный риск представляют вдовство, ограничение социальных контактов, двигательной активности, финансовые проблемы. К очевидным предпосылкам часто добавляются заболевания нервной системы.
«Почти у половины пожилого населения диагностируется ишемия головного мозга. И эта патология в большинстве случаев сопровождается депрессией», — приводит данные Михаил Якушин.
Геронтологи уверены, сосудистые заболевания головного мозга нужно лечить в любом возрасте. Просто российский менталитет не подразумевает активную старость, а недуги воспринимаются как привычные спутники.
В пожилом и старом возрасте с болезнями нужно бороться так же, как в молодости! Когда человек считает, что он старый, и болеть — это нормально, его недуги развиваются все сильнее.
Фоном для развития болезни также могут быть пережитый инсульт, инфаркт и деградация когнитивных функций — деменция. Расстройство памяти может сопровождаться удрученным состоянием, злостью и обидой на близких.
«Есть интересный симптом — отрицание деменции. То есть человек ничего не помнит, но постоянно обижается на то, что ему указывают на проблемы с памятью», — описывает симптомы деменции Михаил Якушин.
А лечение поможет?
Чем раньше будет обнаружена депрессия, тем больше шансов быстро нормализовать биохимические изменения в нервной системе (которыми, как известно, сопровождается любая депрессия). И здесь без антидепрессантов не обойтись.
Пожилым подходят не все лекарства. Опытный невролог или гериатр это знают и назначают препараты с учетом возрастных особенностей.
«Есть еще интересный факт — лекарства, которые не помогают молодым, эффективны в пожилом возрасте. Поэтому не стоит воспринимать назначения врача в штыки, опираясь лишь на опыт более молодых друзей и знакомых», — комментирует Михаил Якушин.
Любая боль — тоже фактор депрессии. Банально устранив болевой синдром, можно одним махом справиться с подавленным состоянием.
Даже сломанный палец может привести к расстройствам психики. Постоянная боль — мощный механизм, запускающий депрессию.
Бывает, что пожилой человек не считает нужным жаловаться на симптомы из области душевных недугов, связывая переживания с острым чувством стыда. Поэтому задача близких — вовремя обнаружить проблему. Лечение окажется проще диагностики.
«Лечить пожилого пациента всегда легче, чем молодого, — утверждает Михаил Якушин. — Во-первых, пожилые готовы лечиться долго и полностью выполнять предписания. Во-вторых, они ждут от лечения не полного выздоровления, а улучшения качества жизни. Им достаточно не полностью выздороветь, как молодому, а почувствовать себя лучше».
Гериатры напоминают всем, у кого на попечении находятся пожилые родственники: обидчивость, угрюмость, раздражительность — вовсе не спутники старости. И хотя характер со временем все же меняется, резкая перемена должна насторожить.
«В 61 год отец ушел к другой женщине. Маме на тот момент было 58, — делится личным опытом 48-летняя Татьяна. — У меня и брата были уже свои семьи, и, понятное дело, постоянно быть рядом мы не могли. Особых увлечений у мамы не было, а немногочисленные подруги уехали к детям нянчить внуков — ее жизнь фактически ограничилась четырьмя стенами.
Сначала мы списывали раздражительность на стресс, считали, что должно просто пройти время. Но прошло два года, а ситуация только накалялась — маму ничего не интересовало, на предложение съездить отдохнуть или просто остаться с внуками она могла взорваться и наговорить гадостей, после чего звонила, извинялась, говорила, что все в порядке.
Я ходила на тренинги по теме родительских отношений, но никакие советы не помогали. Не знаю, чем бы закончилась история, если бы в гости не приехала двоюродная тетя. Она врач и с порога заявила, что у мамы депрессия. Нашла психотерапевта, но мама наотрез отказывалась идти на прием. Мы договорились на полтора месяца, что она будет выполнять предписания, и если захочет, после прекратит посещения».
Прошло почти полгода, и маму не узнать — ушли немотивированные вспышки агрессии и уныния — вернулся человек, которого мы всю жизнь знали. "Я снова научилась чувствовать".