Как не нервничать из-за начала учебного года? Объясняет психолог

Несколько советов для родителей.
5b902f11-1eef-42d4-8b9c-74fb13acd8dd.jpg
Источник: Здоровье mail.ru

Психотерапевт клиники «Рассвет» Ирина Сергеевна Краилина рассказала проекту Здоровье Mail.ru, как у родителей возникает тревога перед началом учебного года и что сделать, чтобы это чувство не парализовало вас и не перекинулось на ребенка.

Тревога перед началом учебного года объяснима и понятна, она знакома многим хорошим родителям. Но когда тревоги слишком много, это может приводить к эмоциональным срывам, вспышкам гнева, нарушению сна. 

Чтобы справиться с этим, предлагаю рассмотреть «уравнение тревоги».

Тревога — это риск, что случится некое событие, деленный на силу справиться с этим событием.

Риски в голове родителя звучат, как разные «а вдруг?»:

  • а вдруг ребенок недостаточно готов к школе

  • а вдруг ребенка будут обижать

  • а вдруг я что-то забыл(а) купить к школе

Силы справиться — такие, например:

  • я помогу ребенку разобраться, если он что-то не поймет, возьмем репетитора;

  • если будут обижать, поговорю с другими родителями, учителем или школьным психологом; 

  • если что-то забыл(а), всегда можно докупить, это не катастрофа.

Когда вы думаете о рисках, напряженность этих мыслей можно изменить. Есть народное выражение «накручивать себя». Оно означает, что если нарочно много думать про риски, то страх усиливается.

А теперь представьте себе, что ваша голова — это «приемник». А мысли — это песни. У «приемника» есть ручка, и вы можете усиливать громкость. Это и значит «накручивать себя». 

Но если громкость можно усилить, значит, ее можно и уменьшить.

Останавливайте себя, когда начинаете фантазировать о рисках. Так и скажите себе: «Стоп, остановись! Переключись на то, как ты справишься, если худшее произойдет!» Ведь вы родитель, а родитель ради ребенка горы свернет! 

А еще вы можете помочь ребенку обрести собственную силу справляться с неприятностями. Например, расскажите ему о школе. Как правильно рассказывать об учебе в школе?

  • Сосредоточьтесь не на рисках, а на том, что с вами лично происходило и как вы справились с этим.

  • Старайтесь выбирать веселые примеры и развивать у ребенка интерес к тому, что происходит в школе. 

  • Делайте акцент не на правилах, а на возможностях. 

  • Некоторые навыки лучше дать ребенку на практике. Например, пройдите несколько раз с ним по дороге от школы до дома. Соберите вместе школьный портфель. Порепетируйте, как ребенок может попросить что-либо у учителя. При этом можете по очереди меняться ролями. Например, сначала вы учитель, а ребенок — ученик, а потом наоборот.  В игровой форме дети запоминают информацию лучше, чем в виде наставлений.

Итог: риск — это вероятность события. Оно либо произойдет, либо нет. Все равно невозможно подготовиться к чему-либо на 100% идеально. Вы точно сможете справиться со всем, что перечислено выше, и даже больше!

5 элементарных способов улучшить память — узнайте о них из видео:

 

Информация предоставляется в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. При первых признаках заболевания обращайтесь к врачу.