Наиболее эффективным методом в снижении числа заболеваний сердечно-сосудистой системы (ССЗ), а следовательно, и уровня смертности от болезней сердца, в развитых странах признаны ранняя диагностика и первичная профилактика. О том, что этот подход должен быть приоритетным и в России, рассказал проекту Здоровье Mail.ru Геннадий Коновалов, председатель ученого совета ГК «Медси».
— Сегодня сердечно-сосудистые заболевания — главная и самая масштабная причина смертности в России. Почему так происходит? Чего не учитывают современные кардиологи?
— В кардиологии самая частая причина — атеросклероз: отложения холестерина в стенках сосудов и возникновения препятствий кровотоку. С моей точки зрения, эта проблема, несмотря на различные инновационные достижения локального характера, не решается. Напротив, она становится еще серьезнее, и число пациентов продолжает расти.
Согласно последней статистике НМИЦ терапии и профилактической медицины, четверть подростков в возрасте 15–20 лет имеют нарушения липидного обмена. А ведь это как раз те люди, которые в работоспособном возрасте: в 30, 40, 50 лет, — могут пополнить ряды оперируемых и стентируемых пациентов с инфарктами и инсультами, а также больных с запущенным атеросклерозом, если мы вовремя не диагностируем и не устраним причину нарушения.
Чаще всего это пациенты с наследственной гиперхолестеринемией — генетическим, достаточно редким заболеванием, при котором традиционное лечение бывает малоэффективным.
— А как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию с ССЗ в России в целом?
— По нашим данным, в России повышенный уровень холестерина отмечается уже в детском и подростковом возрасте — у 22% девушек и 24% юношей в возрасте 15–19 лет.
А среди пришедших с любыми жалобами на прием к терапевту или кардиологу этот показатель намного выше: гиперхолестеринемия (повышенный уровень холестерина) отмечается у 81,3% женщин и 78,9% мужчин.
У таких пациентов симптомы ишемической болезни сердца проявляются в среднем в 55 лет и, как правило, связаны с типичными сопутствующими болезнями: это может быть ожирение, диабет, высокое артериальное давление, патология щитовидной железы.
При этом у многих пациентов можно предупредить развитие атеросклероза здоровым образом жизни, правильным питанием, двигательной активностью.
При наследственных формах гиперхолестеринемии этого недостаточно, и нужно добавлять лекарственные препараты — статины, фибраты. Если такие препараты оказываются недостаточно эффективными, то применяются ингибиторы PCSK9: это современная группа препаратов, способная на 30% снизить показатель ЛНП «плохого холестерина», очень важный для профилактики атеросклероза, и на 30% самого тромбогенного Лп(а).
Однако заболеваемость ССЗ не перестанет расти, если мы будем все время только лечить эти заболевания, а не устранять их причины.
— Вы имеете в виду первичную профилактику? Насколько эффективнее был бы подход, при котором акцент смещается с лечения болезни на ее предупреждение?
— По словам древнекитайского философа, превосходный врач предотвращает болезни, обычный врач лечит болезни, а посредственный — лечит последствия болезней.
Конечно, самый эффективный подход в медицине — ранняя диагностика и профилактика. И если заниматься этим, тогда эпидемиологическая ситуация может кардинально измениться.
Я считаю, что в подростковом возрасте мы должны уже обязательно знать, какой уровень липидов у конкретного человека, уровень его артериального давления, сахара, нет ли избыточного веса. Если это соблюдать, получим колоссальный эффект.
Встретимся в ХХII веке: 10 секретов долголетия от 110-летних — в нашей галерее:
Мы подсчитали, что при профилактическом подходе, если будем убирать первопричины, то уже за пять лет можно добиться снижения количества больных с инсультами и инфарктами вдвое. Многолетний опыт показывает, что устранение факторов риска развития ишемической болезни сердца практически исключает опасность этих кардиособытий даже у пациентов с высокой генетической предрасположенностью к заболеванию.
Кстати, согласно исследованию, проведенному моими коллегами, совокупный экономический ущерб от гиперхолестеринемии в России в 2016 году на фоне крайне низкого приема гиполипидемических препаратов составил 1,29 трлн руб., что эквивалентно 1,5% ВВП страны в ценах 2016 года. Причем 97,7% этой суммы — потери в экономике от преждевременной смертности и снижения производительности труда.
— Как ситуация с ранней диагностикой ССЗ в России отличается от ситуации в развитых странах? Соответствует ли уровень компетенций российских кардиологов сегодняшним потребностям?
— К сожалению, тут мы не на высоте. Например, сегодня в Нидерландах на ранней стадии диагностируется около 70% пациентов с ССЗ, в Норвегии — 43%, в Швейцарии — 13%, тогда как в России — меньше 5%.
У нас врачи оканчивают вузы с недостаточными знаниями липидологии, что особенно важно при диагностике ССЗ. Чтобы поставить правильный диагноз, знаниями по липидологии должны обладать врачи первичного звена, и это не только кардиологи, но и терапевты, неврологи, эндокринологи, нефрологи, специалисты экстракорпоральных методов лечения, реаниматологи.
Поэтому мы совместно с Национальным обществом атеросклероза (НОА) проводим для врачей липидные школы, рассказываем, какими бывают причины атеросклероза, как правильно ставить диагнозы, как правильно лечить, как применять самые современные лекарства, а при их недостаточном эффекте — методы афереза ЛНП и Лп(а).
Также необходимо открывать в крупных диагностических центрах и поликлиниках липидные клиники, где врач, имеющий образование кардиолога или терапевта, обладает также и вторым образованием — липидолога. И к нему направляют пациентов с высоким уровнем холестерина. Это грамотное квалифицированное лечение.
— Сейчас в стране реализуется госпрограмма льготного лекарственного обеспечения пациентов высокого кардиоваскулярного риска, она входит в федеральный проект «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями». Основная цель программы — контроль факторов риска развития повторных сердечно-сосудистых событий у пациентов после инфарктов и инсультов. Что, на ваш взгляд, надо добавить в программу для лучшего результата?
— Программа необходимая. Но она будет намного более полноценной, если дополнить ее первичной профилактикой: бесплатные препараты, которые есть в ее перечне, должны быть разрешены к использованию, не только когда пациент уже пережил кардиособытие, а раньше — с целью профилактики у больных с высоким риском развития инфаркта миокарда или инсульта.
Дело в том, что вероятность второго инфаркта и инсульта среди таких пациентов очень велика — до 60% в течение года.
Также важно, чтобы в перечень программы льготного лекарственного обеспечения входили как минимум три группы препаратов: статины, ингибиторы абсорбции холестерина и ингибиторы PCSK9.
Обеспечение пациентов высокого кардиоваскулярного риска препаратами всех трех групп дало бы нам шанс значительно снизить риск первого инфаркта или инсульта. И таким образом мы сможем предотвращать болезнь, а не лечить ее последствия, как это происходит сейчас.
Читайте также:
Смотрите наши видео: