С первых чисел сентября 2004 года, когда террористы захватили и удерживали заложников в школе № 1 североосетинского города Беслана, прошло уже 17 лет. Среди выживших заложников было много детей и подростков разного возраста, а их друзей, знакомых, родственников, которые стали свидетелями этой страшной трагедии, произошедшее тоже затронуло, хоть и косвенно. Все они неминуемо получили огромную психическую травму, с последствиями которой им приходится справляться все эти годы.
Результаты многочисленных исследований показывают, что пережитая в детстве или в подростковом возрасте террористическая атака продолжает в той или иной степени негативно влиять на психику человека всю его последующую жизнь. Прежде всего, речь идет о симптомах посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), депрессии, тревожного расстройства, а также о панических атаках, различных фобиях. Повышается также риск появления проблем с физическим здоровьем: астмы, диабета, ишемической болезни сердца, инсульта.
Специалисты выделяют три основные причины столь разрушительных последствий терактов для тех детей и подростков, кто в них выжил или же стал их свидетелем.
Во-первых, террористическая атака, особенно такая протяженная во времени, как произошедшая в Беслане, затрагивает все аспекты жизни ребенка: его семью, друзей, школу, социальные связи — а значит, негативно влияет на его развитие во многих областях.
Во-вторых, прямое или косвенное столкновение с террором подрывает у детей базовое доверие к миру, они осознают, что существуют люди, которые готовы причинить им вред и даже убить их. Инстинктивная вера детей в доброту окружающих, в безопасность мира, в котором они живут, в собственную неуязвимость — все это в одночасье идет прахом.
75 лет бомбардировке Хиросимы: как жили пострадавшие:
В-третьих, как показывают исследования, пережитый в юном возрасте тяжелый, травмирующий опыт нарушает созревание нейронных цепей, регулирующих эмоции и настроение, а также негативно сказывается на развитии биологических механизмов, отвечающих за то, как человек справляется со стрессом.
В то же время результаты некоторых исследований свидетельствуют о том, что сила и продолжительность воздействия террористической атаки на психику может зависеть от возраста, в котором человек столкнулся со столь тяжелым опытом. Дело в том, что в разном возрасте травматические переживания обрабатываются психикой по-разному, и от этого зависит риск развития того или иного расстройства в будущем.
К примеру, у затронутых терактом подростков выше, чем у детей, вероятность ПТСР, так как развитие посттравматического стрессового расстройства, характерные для него навязчивые, повторяющиеся воспоминания о произошедшем, требуют, чтобы регионы мозга, связанные с памятью, логикой, мышлением, достигли определенного уровня зрелости.
Прежде всего речь идет о долго созревающей префронтальной коре головного мозга, отвечающей за сложное когнитивное поведение.
Что еще более важно, подростки, в отличие от детей, обычно уже хотя бы отчасти лишились иллюзий относительно мира, в котором они живут, они осознают его опасность, зло, присутствующее в людях, свою уязвимость, предаются мыслям о безнадежности будущего и так далее. Когда на этот мрачный эмоциональный фон накладывается травмирующий опыт, риск ПТСР резко возрастает.
Кроме того, дети хуже, чем подростки, способны представлять себе будущее, поэтому они меньше беспокоятся о будущих террористических угрозах. Детская психика в целом более подвижна, дети в среднем легче переключаются и склонны жить настоящим.
Конечно, все зависит от индивидуальных особенностей и конкретных обстоятельств, но психологи склонны считать, что люди, подростками пережившие теракт, чаще страдают от психических проблем во взрослом возрасте, чем те, кто оказался в такой ситуации ребенком. В любом случае террористическая атака — это, помимо всего прочего, экстремальное испытание психики ее жертв на устойчивость, стабильность, выносливость, которое проходят далеко не все.
Смотрите наши видео: