Образ жизни, , BBC News Русская служба

«Я кричала, а люди отводили взгляд»: кто хватает коляски инвалидов вопреки их воле

Люди с инвалидностью иногда сталкиваются с поразительной проблемой.
Кэрри-Энн Лайтли, Уильям Пис и Энн Уэбстер расказали Би-би-си о том, как незнакомцы хватают их коляски | Supplied

Люди с инвалидностью иногда сталкиваются с поразительной проблемой: незнакомцы хватают их коляски и приводят в движение без спроса.

В Британии эта тема получила широкую огласку после того, как колясочница Бронвин Берг поделилась своим переживанием в «Твиттере». Она рассказала, как кричала о помощи, когда незнакомый ей человек привёл в движение её коляску, но окружающие игнорировали происходящее.

«Если вы видите человека (особенно женщину) на коляске, которая кричит: “Стоп! Нет! Помогите”, — будьте людьми и помогите!» — призывает Берг в твите с почти 20 тыс. ретвитов. По словам Берг, то, как люди отворачивались от неё, не только напугало, но и заставило её почувствовать себя совершенно одной.

Женщине посочувствовали многие. «Это ужасно. И пугает», — написала паралимпийская спортсменка и парламентарий Танни Грей-Томпсон.

Аналогичные истории рассказали многие люди с инвалидностью.

По словам Кэрри-Энн Лайтли, её буквально застали врасплох | Carrie-Ann Lightley

Кэрри-Энн Лайтли ведёт блог о туризме и безбарьерной среде и привыкла путешествовать самостоятельно. Но твит Берг её не удивил.

«Я думаю, что это ужасно, но у меня был похожий опыт», — сказала женщина Би-би-си.

Кэрри-Энн уверена, что незнакомцы, хватающие коляски людей с инвалидностью без спроса, априори внушают чувство опасности.

«В такие моменты у меня ощущение, будто общество не видит во мне независимую личность, молодую путешественницу или спешащего куда-то занятого человека — а только какого-то ущербного страдальца», — расстраивается Кэрри-Энн.

Некоторые из ответивших на твит Берг предположили, что таким образом люди лишь пытаются помочь.

Однако Лайтли уверена, что людям с инвалидностью не стоит оказывать медвежью услугу: «Всегда спрашивайте, перед тем как трогать коляску».

«Со мной такое частенько бывало. Когда я покупала коляску, мне посоветовали доплатить за возможность складывать ручки. Так лучше, но даже это не всех останавливает», — расстраивается Рут Мурран.

«Моя коляска — часть моего тела»

Другая британка Энн Уэбстер рассказала, как по дороге домой незнакомец бросил ей на колени стопку газет со словам «Держи их» и принялся толкать коляску.

«Я говорила нет, но чувствовала себя беспомощной», — вспоминает она. Хоть незнакомец и прислушался к её мольбам, он в итоге еще и отчитал Энн за «плохое поведение».

«Только мужчины пытались меня толкать. В такие моменты я чувствую себя уязвимой», — сказала Энн.

Однако женщина придумала, как противостоять тем, кто нарушает её пространство. «Я разворачиваю кресло лицом к незнакомцу. Это их шокирует, и они оставляют меня в покое», — добавляет Уэбстер.

«Со мной это тоже случалось. Это очень опасно. Понятия не имею, зачем люди это делают. Это катастрофически неправильно», — пишет Уильям Пис. По словам Писа, когда он сопротивляется непрошеной «помощи», его пытаются заткнуть.

«Люди видят в колясочнике только коляску, а не человека», — рассказывает он. Поэтому же, полагает мужчина, никто из прохожих не помог миссис Берг.

«Я подвергаюсь дискриминации всю мою взрослую жизнь, и не припомню случая, чтобы человек без инвалидности помог мне в нужный момент. Людей с инвалидностью часто считают умственно неполноценными и обращаются с ними, как с детьми», — резюмирует Пис.

Пользовательница «Твиттера» clothosspindle предложила слоган: «Моя коляска — часть моего тела. Руки прочь!».

Бронвин Берг подтвердила, что сейчас чувствует себя нормально.

«Чётко ставить задачу»

Это не значит, что предлагать помощь людям с инвалидностью — нарушать их личное пространство.

Двукратный чемпион России по велоспорту и чемпион России по триатлону среди спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата Ярослав Святославский сказал Русской службе Би-би-си, что ему не особо досаждают желающие помочь.

Контент недоступен

«В такие моменты я говорю: “Спасибо, я парень самостоятельный, активный, не нужна мне никакая помощь”. Но бывает и такое, в каких-то моментах, что помощь нужна, и хотя я могу справиться сам — почему бы ей не воспользоваться», — рассуждает чемпион.

Как говорит телеведущая телеканала «Дождь», модель и активистка борьбы за права людей с инвалидностью Евгения Воскобойникова, хороший выход из ситуации — чётко рассказать постороннему, что нужно, если помощь вообще требуется.

Контент недоступен

«Нередко бывают ситуации, когда, помогая мне, человек считает, что справится и без моих подсказок. Например, скатывая меня по крутому пандусу вниз на скорости говорит: не волнуйтесь вы так, я ж вас крепко держу, при этом не осознавая, что держит он ручки моего инвалидного кресла, а не меня, а я могу вывалиться вперёд из коляски. Поэтому, прежде чем помочь человеку с инвалидностью — спросите, а нуждается ли он в вашей помощи», — обрисовала ситуацию Евгения Воскобойникова в беседе с Русской службой Би-би-си.

По экспертным оценкам, в России примерно 320 тыс. колясочников. Всего же, по данным Росстата за прошлый год, в стране зарегистрировано 12,1 млн человек всех групп инвалидности — 8,2% населения страны.

Согласно статистике Британской службы здравоохранения, в Британии насчитывается 1,2 миллиона пользователей колясок, то есть, около 1,9% населения. Общее число людей с инвалидностью, по официальным данным, превышает 11 млн человек.

Читайте также: Как правильно восстанавливаться после травмы.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.