Образ жизни,

Пациент имеет право

Чем меньше денег получает здравоохранение, тем меньше возможностей у гражданина получить достойное лечение. Как отстоять свои права?

Российское законодательство гарантирует каждому гражданину бесплатную медицинскую помощь. Однако поговорка «лечиться даром – даром лечиться» возникла не просто так. И сегодня она как никогда актуальна. Государственные и муниципальные медицинские учреждения увеличивают количество платных процедур, мотивируя это недостатком средств. И большинство граждан покорно платят - ведь на здоровье не экономят. В то же время продвинутое меньшинство, апеллируя к законам, получает нужную помощь. Бесплатно и быстро. Как это им удается?

Каждый, право, имеет право

Согласно ч. 1ст. 41 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право на бесплатную медицинскую помощь. А в соответствии с N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, которая ежегодно утверждается правительством РФ.

«Налицо правовой перескок, – уверен Александр Саверский, председатель Лиги защиты прав пациентов. – С одной стороны, граждане права имеют, но где они могут их осуществить, неведомо». По его словам, стандарты и протоколы лечения только усиливают неразбериху, так как рассчитаны на усредненные случаи и «обычную помощь», а любой врач знает, что обычных случаев не бывает. Течение заболеваний имеет особенности, не укладывающиеся в прокрустово ложе стандартов.

Но даже такую «стандартную» помощь порой получить не удается. Конечно, при сокращении финансирования здравоохранения качество и объем медицинской помощи не могут не страдать, но нередко пациентам отказывают в ней необоснованно.

Итак, мы с вами имеем права на:
1) уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;
2) выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;
3) обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
4) проведение по просьбе врача консилиума и консультаций других специалистов;
5) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;
6) сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе пациента и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении;
7) информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство;
8) отказ от медицинского вмешательства;
9) получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
10) получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования;
11) возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;
12) допуск адвоката или иного законного представителя;
13) допуск священнослужителя, а в больничном учреждении – на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения.

Прокурор как аргумент

Рассмотрим практическое применение этих законодательных норм. Нельзя забывать, что кроме прав, пациент имеет обязанности, и основное из них – иметь страховку (полис обязательного медицинского страхования, подтверждающий право застрахованного на получение бесплатной медицинской помощи в объеме действующих программ ОМС). Базовую программу обязательного медицинского страхования разрабатывает Минздрав и утверждает правительство РФ. На ее основе региональные правительства утверждают территориальные программы обязательного медицинского страхования. Однако объем и условия оказания медицинской помощи, предусматриваемые территориальными программами, не могут быть ниже установленных в базовой программе. Так что «продвинутый» пациент может ознакомиться с этой программой, чтобы аргументировано отстаивать свои права, если в этом возникнет необходимость. Это можно сделать в организации здравоохранения, страховой медицинской организации, органе управления здравоохранением или территориальном фонде ОМС субъекта РФ.

Стоит знать, что в рамках этой программы бесплатно предоставляются:
- первичная медико-санитарная помощь;
- скорая, в том числе специализированная (санитарно-авиационная), медицинская помощь;
- специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь.

Первичная медико-санитарная помощь включает в себя лечение наиболее распространенных болезней, травм, отравлений и других состояний, требующих неотложной медицинской помощи, медицинскую профилактику заболеваний, осуществление мероприятий по проведению профилактических прививок, профилактических осмотров, диспансерного наблюдения здоровых детей, лиц с хроническими заболеваниями, по предупреждению абортов (как правило, первичная медико-санитарная помощь оказывается по месту жительства гражданина).

Что делать, если лечащий врач (а может быть, и завотделением) отказывают в проведении каких-либо исследований и процедур, а вы полностью уверены, что вам они необходимы? Если, например, есть симптомы гастрита, а участковый уверяет, что талонов на фиброгастроскопию у него нет. А будут они только в следующем месяце (и вероятнее всего, вам талончик не достанется, потому что есть и более «тяжелые» пациенты). Если у вас есть средства, можно покинуть поликлинику и отправиться в частную клинику, где любое исследование сделают быстро, без очереди, а персонал будет вежлив до приторности. Но если средства ограничены, или вы решили «пойти на принцип», Александр Саверский советует обратиться к главному врачу лечебного учреждения. Причем не «разбираться» на повышенных тонах, а спокойно и вежливо написать жалобу, в которой изложить суть претензий и напомнить об ответственности по ст. Уголовного кодекса 125 (Оставление в опасности), 124 (Неоказание помощи больному) и 293(Халатность). «Как правило, все вопросы решаются и возможности находятся, – уверяет Александр Саверский. – Только вести себя необходимо спокойно и с достоинством». И обязательно написать в конце своей жалобы, что в случае непринятия соответствующих мер оставляете за собой право обращаться в прокуратуру.

Надо помнить, скорая медицинская помощь оказывается безотлагательно гражданам независимо от территориальной и ведомственной подчиненности, независимо от наличия паспорта, страхового медицинского полиса, места регистрации и социального статуса при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (несчастные случаи, травмы, отравления, а также другие состояния и заболевания) бесплатно. «В случае Скорой помощи коридор принятия решений у медработников более широкий, - говорит эксперт. – Если вы уверены, что вам или вашим близким отказывают в помощи (не желают везти в стационар, например) безосновательно, аргументом может стать также обращение в прокуратуру. Это сильнодействующее средство, однако, невозможно применить быстро, а промедление смерти подобно. Поэтому заявите бригаде Скорой, что набираете номер участкового (его знать просто обязательно!). Заявите работнику полиции, что вам безосновательно отказывают в медпомощи, (это подпадает под ст.125 УК РФ). Как правило, это действует.

По словам Александра Саверского, который занимается защитой прав пациентов уже 15 лет, структура обращений в Лигу защиты прав пациентов изменилась за последние 3 года весьма значительно. «Если раньше жалобы на требование платы за медуслуги в гос- и муниципальных учреждениях, как правило, только сопровождали жалобы на качество самих услуг, то сейчас платность вышла на первый план, - говорит он. – Ситуация с правами пациентов продолжает ухудшаться». По его словам, значительно падает культура медработников, а образ врача потерпел девальвацию не только в глазах населения, но и в глазах самих врачей. Он уверен, что именно сейчас решается, что будет с российской медициной далее. «Фонд Кудрина подготовил доклад о стратегии развития отечественного здравоохранения, – рассказывает г-н Саверский. – Я как один из разработчиков этого документа могу сообщить, что в нем предлагается вернуться к бюджетному финансированию медицинской сферы как наиболее подходящему для России. Медицинское страхование не прижилось и не приживется в нашей стране».

 

Вы нам должны

Территориальные программы государственных гарантий включают в себя:

  • перечень заболеваний и видов медицинской помощи, предоставляемой гражданам бесплатно за счет бюджетных ассигнований консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования;
  • порядок и условия оказания медицинской помощи, в том числе сроки ожидания медицинской помощи, предоставляемой в плановом порядке;
  • порядок реализации установленного законодательством Российской Федерации права внеочередного оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан в организациях здравоохранения субъекта Российской Федерации и муниципальных образований;
  • перечни жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения, необходимых для оказания стационарной, скорой и неотложной медицинской помощи (в случае создания службы неотложной медицинской помощи);
  • перечень лекарственных средств, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой со свободных цен;
  • перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы;
  • государственное (муниципальное) задание медицинским организациям, участвующим в реализации территориальной программы.

 

Куда звонить, куда писать

«Горячая линия» Департамента здравоохранения города Москвы (499) 251-14-55

Справочные телефоны по проблемам медицины и здоровья:
Дежурный врач Cтанции скорой и неотложной медицинской помощи (495) 628-00-03
Дежурный врач-педиатр (495) 632-96-80
Прием устных обращений (495) 445-67-73 (в рабочие дни)

Справка о госпитализации больных:
- в течение суток (495) 445-57-66
- за прошедшие сутки и более (495) 445-01-02, 445-02-13

Транспортировка тел умерших и погибших граждан (495) 625-75-01, 627-21-03, 680-44-11

Бюро регистрации несчастных случаев ГУВД г.Москвы (495) 688-22-52

Служба спасения (495) 937-99-11

Акушерско-гинекологическая помощь (495) 681-00-60
Психиатрическая помощь (495) 625-31-01
Глазная скорая помощь (495) 699-61-28
Глазная скорая помощь (детская) (495) 237-19-71
Стоматологическая помощь (495) 952-75-64
Стоматологическая помощь (детская) (499) 148-55-22

МГЦ СПИД – горячая линия (495) 366-62-38
Экстренная медико-психологическая помощь в кризисных ситуациях (499) 791-20-50
«Телефон доверия» - экстренной психологической помощи (495) 575-87-70 - психологической помощи женщинам (495) 282-84-50

Независимый благотворительный центр помощи пережившим сексуальное насилие
(499) 901-02-01

Для подростков и молодежи (наркологического диспансера №3) (499) 192-40-95
«Телефон доверия» по вопросам наркомании, ВИЧ/СПИДа (495) 421-55-55
«Горячая линия» для людей с алкогольной и наркотической зависимостью (499) 126-04-51
«Телефон доверия» акушерской службы (495) 332-21-13 (работает с 9:00 до 18:00 в рабочие дни) «Горячая линия» по вопросам льготного лекарственного обеспечения (495) 652-82-37 

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.