Образ жизни,

От повитухи к акушерке: как менялась профессия

Что отличает современную акушерку от традиционной повитухи? И какой путь прошло искусство родовспоможения в России?
К. Лемох. Новое знакомство. 1885 год / wikimedia.org/CC 0

Помощь женщинам при родах — одна из самых благородных профессий на свете. Проект Здоровье Mail.ru уже писал о труде традиционных повивальных бабок, а сегодня, в Международный день акушерки, мы выясним, какой путь прошло повивальное (или бабичье, от глаголов «повивать» и «бабить», которыми обозначали акушерский труд) дело в России.

Повитуха и акушерка: в чем разница?

Обозначим два главных отличия между повивальными бабками и акушерками. Во-первых, повивание — традиционно женское, и только женское, занятие: мужчина не мог стать повитухой. Знания о родовспоможении передавались от женщины к женщине, когда опытная повитуха брала себе ученицу — будущую сменщицу. Если была такая возможность, мужчин вообще не допускали в помещение, где проходили роды, с роженицей были только повитуха и ее помощницы.

Во-вторых, в работе пуповязницы (кое-где называли и так) большую роль играли приметы, обряды, заговоры, символические и магические действия.

Сегодня картина совсем иная: современное акушерство основано на научном знании и образовании. Стать акушером может и мужчина (хотя это случается не так уж часто), если, как и женщина, пройдет официальный курс подготовки — получит среднее специальное образование по специальности «медико-акушерское дело».

Как в России появились акушерки?

Акушерское образование и статус акушерки в России складывались небыстро и непросто.

Основы формального обучения на научной основе были заложены при императрице Елизавете и связаны с именем Павла Захаровича Кондоиди (1710–1760). Панайот Кондоиди родился на Корфу, воспитывался в России у дяди — вологодского архиепископа, медицинское образование получил в Голландии, вернулся в Россию и до конца жизни служил делу организации медицинской службы и образования в империи.

В мае 1754-го по его настоянию в придворный штат включили акушерку, которая должна была неотлучно состоять при цесаревне Екатерине Алексеевне — будущей императрице Екатерине II, которая в сентябре того же года родила наследника, будущего Павла I. Судя по всему, этой акушеркой была голландка Адриана ван дер Шаар.

Кондоиди понимал, что никакое количество привезенных из-за границы специалистов не обеспечит потребности страны в профессиональном труде, в том числе в акушерской помощи. И в том же 1754 году он добился сенатского указа об основании первых «бабичьих школ» в России — при Московском и Петербургском сухопутных госпиталях.

Гарпунам тут не место: 15 предметов, попавших в тела людей, — в нашей галерее:

Перед открытием школ провели аттестацию повитух в обоих городах и «достойных» привели к присяге. Статус «присяжной повивальной бабки» — это фактическое одобрение государства, признание высокого уровня мастерства в профессии, освоенной благодаря традиционному обучению и практике. Однако к 1757 году, когда открылись школы Кондоиди, в Москве было зарегистрировано всего 5 акушерок, а в столице — 14. Поэтому в школы Кондоиди принимали и новых учениц, и уже практикующих «бабок», желавших усовершенствовать знания.

Первые десятилетия традиция обучения от женщины к женщине сохранялась. Врачей-акушеров было очень мало, и по большей части это были иностранцы. Поэтому часто мужчины могли быть преподавателями теоретической стороны (анатомии и др.) и руководителями повивальных школ, но они редко участвовали в самом процессе родовспоможения — в XVIII веке это было фактически запрещено.

На практике им помогали опытные местные повитухи, в первые годы — те самые «присяжные бабки» с большим практическим опытом.

У учебного процесса была вторая сторона: ученицы, среди которых были практикующие повитухи, изучали теорию профессии по немецким учебникам, но и делились с преподавателями и между собой своим личным опытом. Однако сдавать экзамен по окончанию курса нужно было преподавателям-мужчинам. Женщин-преподавателей с университетским образованием в России не было.

Повивальные услуги по уставу

20 сентября 1789 года — важный день в истории российского акушерства, когда был принят «Устав повивальным бабкам». Впервые в русской истории мы видим документ, устанавливающий правила и требования для женского профессионального труда. Повитуха должна сдать экзамен в медицинской коллегии, доказать знание теории и владение практическими навыками родовспоможения, получить свидетельство и дать присягу, не быть пособницей в «плодоизгнании».

Кроме того, она обязана брать учениц, сдавать отчеты о своей работе и сообщать властям об известных ей случаях абортов и убийства младенцев. Если повитуха получала государственное жалование, она не могла брать плату за работу. Ей запрещалось проводить хирургические операции и заниматься лечением болезней, зато ее могли привлечь, когда требовалось определить, девственна ли женщина, или установить факт прерывания беременности.

В трудных случаях повитуха обязывалась призвать на помощь врача или профессора повивального дела, (если была такая возможность) или другую повитуху. 

Устав предписывал сохранять определенный моральный облик. «Ученая повивальная бабка» должна быть доброго нрава, скромной, не болтливой. Она не имеет права отказать в помощи, обязана приходить по вызову во всякое время, когда ни позовут. По той же причине она должна всегда быть трезвой, чтобы быть в состоянии откликнуться на призыв к роженице и оказать помощь.

Так к концу XVIII века акушерство стало первой официально признанной и одобренной профессией для женщин в России.

Читайте также:

Радиевые девушки и талидомид: катастрофы медицины XX века

Акушер-гинеколог Марк Курцер: «Сегодня здорового ребенка мать может родить и в 45 лет»

Педиатры и акушеры попросили женщин не рожать в воду

Смотрите наши видео:

Контент недоступен

 

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.