Образ жизни,

Неизлечимые заболевания: истории победы

На днях американская актриса и режиссер Анджелина Джоли сообщила, что удалила яичники и фаллопиевы трубы. Что отличает людей, которые борются со смертельными болезнями и побеждают их?

Сейчас Джоли проходит гормонозаместительную терапию. В 2013 году она сделала мастэктомию. «Я больше не смогу иметь детей. И в будущем я ожидаю некоторые физические изменения. Я удалила фаллопиевы трубы и яичники, но оставила матку, так как никто из моих родственников не страдал от заболеваний этого органа», — рассказала  в интервью The New York Times.

Для чего люди болеют?

Многие свыкаются с болезнью и в конце концов подменяет собой настоящую жизнь. Но бывает и по-другому: люди заболевают неожиданно и тяжело, но потом выздоравливают. Опыт показывает, что самые лучшие лекарства помогают только тогда, когда человек нашел внутренний ресурс для исцеления. Для этого надо встретиться с реальностью один на один, принять ситуацию, изменить отношение к прошлому и к настоящему. Награда за этот труд — вера, новая цель в жизни и выздоровление.

В западной, особенно американской, культуре отношение к преодолению болезни иное, чем в культуре русской. Для россиян болезнь — это наказание, которое надо терпеть (а еще пить таблетки, кровь ближних, жаловаться и просить высшие силы о прощении). В культуре основанной на протестантских ценностях, преодоление слабости, способность начать даже не с нуля, а с минуса и добиться цели — это мировоззрение. Поэтому заболев публичные люди считают своим долгом рассказать всему миру о том, как они лечатся, а заодно подать достойный пример. Историй выхода из депрессии, преодоления зависимости (алкогольной, наркотической, лекарственной), победы над раком в зарубежном медиапространстве множество.

Брутальный и агрессивный Микки Рурк выдержал десятилетнюю психотерапию, вышел из тяжелой депрессии, вернулся в профессию и не устает благодарить своего врача. Майкл Дуглас сумел вылечиться от рака гортани, Кайли Миноуг — от рака молочной железы. А звезда «Секса в большом городе» Синтия Никсон после операции и курса химиотерапии стала появляться на светских мероприятиях без парика несмотря на то, что потеряла волосы. Таким образом она пыталась призвать женщин США и всего мира регулярно посещать маммолога. Певица Анастейша позволила журналистам снимать ее во время терапии — у нее нашли  рак груди в 2003 году. В том же году певица записала альбом Anastacia, который стал платиновым.

Окно в Америку

Многие российские звезды, перенеся смертельное заболевание, рассказали о своем опыте. Иосиф Кобзон не стал скрывать, что врачи поставили ему диагноз «рак простаты». Это было в 2005 году, через 7 лет его состояние ухудшилось, он даже собирался уйти со сцены и прекратить публичную деятельность. Но сейчас здоровье певца, видимо, улучшилось — он выступает и участвует в общественной жизни. «Иосиф Давыдович — наш любимый пациент, — говорит академик РАН, заместитель директора РОНЦ им. Н. Н. Блохина РАМН Михаил Личиницер. — Он ведет огромную просветительскую работу для того, чтобы люди не боялись диагноза и обращались к врачам на более ранних стадиях заболевания».

История болезни

Еще более резонансными стали признания писательницы Дарьи Донцовой. В книге «Я очень хочу жить» она рассказала, как боролась с раком груди. Огромную роль, по ее словам, сыграла семья, особенно любимый и любящий муж. Но главным по лечению стал друг мужа Владимир Цехновичер. Он сказал ей: «В твоем случае нет причин для жалости. Хотя, я не прав, тебе стоит посочувствовать исключительно из-за твоей глупости. У тебя все хорошо, болезнь уже потихоньку отступает, а ты превратилась в дрожащее желе. Дорогая, человек сам себя вытаскивает из могилы, но и сам туда укладывается. И ни один доктор на свете не поможет дурочке, которая ежедневно говорит себе: «Я непременно умру!». После этих слов Донцова, по ее признанию, забралась под одеяло, свернулась калачиком и хотела по привычке заплакать, но слез не было.

«Именно в этот момент мне стало понятно: в жизни начинается новый этап. Я прошла большой путь. Сперва не хотела верить, что заболела, плакала, сетовала на тяжелое испытание, надеялась, что откуда ни возьмись прилетит добрая фея, взмахнет волшебной палочкой, и стану я здоровой. Потом испугалась рака и таким образом разрешила ему стать главным событием в своей жизни, сама поставила болячку на пьедестал. Я была слабой, трусливой, испуганной до дрожи в коленках. Не слышала здравых слов мужа, не воспринимала утверждений об излечимости болезни. Чего греха таить — я упивалась страданиями. Мне так нравилось себя жалеть, расчесывать моральные раны!, — пишет Донцова. — Но сейчас пришло понимание, что я не слабая, не бедная, не несчастная, не убогая, а способна спокойно жить с болезнью, не подчиняясь ей, и в конце концов непременно выздоровлю. Почему? Да потому что онкология лечится. Есть и другой ответ: я не умру от рака груди, потому что не хочу умирать. Не имею права. Мне пока рано на тот свет, у меня на этом полно дел».

В своих выступлениях писательница не забывает поблагодарить онкологов, которые ее лечили, но по какой-то причине в последние годы среди них она не упоминает сотрудника кафедры психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, кандидата медицинских наук Владимира Кучеренко. Он является автором уникальной методики, основанной на методе сенсомоторного психосинтеза. Кучеренко сотрудничал с РОНЦ им. Блохина еще в 1990-х годах, причем онкологи поначалу относились к психотерапии как к шарлатанству. «Когда методика доказала эффективность, врачи стали „пропихивать“ своих больных вне очереди, — рассказывает Кучеренко. — К сожалению, очереди были огромные, многие просто не доживали. Я отказался от сотрудничества с РОНЦ, потому что почувствовал: выгораю».

Сегодня Владимир Кучеренко работает с больными диабетом, тяжелыми психическими больными, онкологическими больными. Залог успеха, по его словам, — желание жить. «Вот с этим желанием у раковых больных большая проблема, — говорит психолог. — Рак и возникает-то потому, что что-то ломается в душе, возникает пустота, теряется цель жизни. Если человек сумеет обрести ее вновь, наполнить свою душу — исцеление возможно».

«Я прошла через то, что испытали тысячи других женщин. Я дала себе установку — сохранять спокойствие, быть сильной, а также не думать о том, что я не смогу дожить до того момента, когда мои дети вырастут и нарожают мне внуков. Невозможно устранить весь риск, и факт в том, что я остаюсь предрасположенной к раку. Я буду искать естественные способы усилить мою иммунную систему. Вне зависимости от гормонозаместительной терапии, которую я прохожу, я теперь в стадии менопаузы», — рассказала Анджелина Джоли. Совместно с Бредом Питтом она воспитывает семерых детей (четверо из них — усыновленные).

Решение Джоли поддержала 27-летняя Келли Осборн. Певица и актриса рассказала, что и сама в будущем готова решиться на подобную операцию, так как несколько лет назад узнала, что находится в группе с высоким процентом риска.

Сенсомоторный психосинтез — это состояние неглубокого транса. В течение 1,5-2 часов (с помощью особых приемов) процессы возбуждения психики сменяются процессами торможения (периоды составляют 15-20 минут). Исследователи предполагают, что это приводит к повышению выработки медиаторов проведения нервных импульсов (серотонина, дофамина, ГАМК-аминомасляной кислоты и других). Более чем тридцатилетний клинический опыт показывает, что методика помогает избавиться от симптомов депрессии и психосоматических заболеваний, а также смягчает течение многих тяжелых заболеваний. Часто наблюдается полное излечение.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.