Исследователи из Университета штата Огайо (США) разработали очень простой и доступный метод скрининга на ковид, сообщается в пресс-релизе университета. Для тестирования нужны лишь леденцы с разными вкусами и запахами.
Дело в том, что, хотя такие симптомы коронавирусной инфекции, как повышенная температура, озноб, кашель, ломота, широко распространены среди заболевших, 86% из тех, кто в итоге получает положительный ПЦР-тест на ковид, иногда на очень ранней стадии болезни сталкиваются с изменением, снижением или полной утратой чувств обоняния и вкуса.
Поэтому, считает один из разработчиков метода Кристофер Саймонс (Christopher Simons), опираясь на эти ощущения, особенно если они появились внезапно, можно будет с высокой точностью определять потенциальных инфицированных и превентивно изолировать их. Саймонс сам заразился ковидом еще в марте, причем единственным симптомом инфекции была как раз потеря обоняния и вкуса.
Специально для испытаний, призванных оценить эффективность метода, выпущен набор из восьми леденцов в одинаковой обертке, но с разными вкусами и ароматами.
В ходе первой фазы испытаний «леденцовый» метод сравнивали с традиционными способами оценки остроты чувств вкуса и обоняния — «потри и понюхай» (поверхность карточек, пропитанных ароматическими веществами, нужно потереть, чтобы ощутить запах), а также с «хининовым» тестом (у хинина чрезвычайно горький вкус). Предварительные результаты получились многообещающими, поэтому Саймонс и его коллеги сейчас запускают вторую фазу клинических испытаний «леденцового» теста, на которые уже получен грант от Национальных институтов здоровья США в размере 305 тысяч долларов.
Планируется, что в ходе испытаний наборы леденцов получат около 2800 человек. В течение трех месяцев им нужно будет раз в день тщательно обнюхивать один из леденцов, а затем его рассасывать, прислушиваясь к своим ощущениям. После этого участники должны будут загрузить в специальное приложение свой отчет об ощущениях, оценивая их интенсивность. Если участник сообщит о внезапном изменении в запахе или вкусе леденца, он тут же получит от приложения предписание самоизолироваться и сдать тест на ковид.
Как объяснил Саймонс, леденцы одновременно активизируют два типа обонятельных сигнальных путей — тот, что идет от носа (ортоназальный), и тот, что идет от задней стенки глотки (ретроназальный), — что дает нам более нюансированное вкусовое восприятие, чем то, что предоставляют вкусовые рецепторы языка, способные различать лишь сладкое, кислое, соленое, горькое или вкус умами.
«Когда вы разворачиваете леденец и нюхаете его, включается ортоназальное обоняние, а когда катаете его во рту, включается ретроназальный компонент. Ваш язык оценивает сладость и кислоту вкуса леденца. Таким образом, мы задействуем сразу три аспекта восприятия, чего нет в традиционных тестах на обоняние и вкус», — отметил Саймонс.
Кроме того, у «леденцового» теста есть еще одно достоинство — леденцы сами по себе очень привлекательный инструмент для скрининга, перед которым трудно устоять. «Кто не любит леденцы? Это идеальный стимул, потому что для того, чтобы метод работал, люди должны хотеть им пользоваться», — подчеркнул Саймонс.
Смотрите наши видео