Такие данные получили сотрудники Университета «Высшая школа экономики», Сколтеха и нескольких других научных центров России, статья которых опубликована в журнале Nature Communications.
Чтобы построить филогенетическое дерево — ветвящуюся диаграмму, отражающую взаимосвязи между различными вариантами коронавируса, циркулирующими в России и в остальном мире — исследователи расшифровали геномы 211 образцов SARS-CoV-2, выделенных у пациентов из 25 российских регионов в период с 11 марта по 23 апреля 2020 года. Кроме того, была использована база данных, содержащая более 19 с половиной тысяч расшифрованных геномов образцов SARS-CoV-2, полученных в других странах мира, по состоянию на конец мая 2020 года. Были также проанализированы данные о пересечении российской границы в конце февраля – начале марта 2020 года и о перемещении людей внутри страны в тот же период.
В итоге исследователи пришли к выводу, что основным каналом «импорта» коронавируса в Россию стал пассажирский трафик из стран Европы: в конце зимы – начале весны произошло по меньшей мере 67 отдельных эпизодов завоза вируса в разные российские города. Лишь один импортированный вариант вируса ведет свое происхождение из Китая, но ученые предположили, что его тоже привезли из Европы, так как границы России с КНР к тому времени были уже закрыты.
Завезенные в Россию варианты SARS-CoV-2 стали основой для появления девяти чисто российских вирусных штаммов, которые циркулируют только внутри страны — ни одного случая «экспорта» этих вариантов в другие страны мира не обнаружено.
Полученные результаты позволяют опровергнуть часто обсуждаемые в соцсетях слухи о том, что коронавирусная эпидемия якобы началась в России гораздо раньше официальных сообщений о ее начале, еще в ноябре 2019 – январе 2020 года, считают исследователи. Никаких свидетельств того, что варианты вируса, циркулирующие внутри страны, начали свою эволюцию раньше, чем период конец февраля – начало марта, не обнаружено. Оказавшись в России, вирус начал немедленно распространяться — первый случай передачи вируса от человека к человеку внутри страны произошел уже 11 марта.
Кроме того, результаты исследования демонстрируют степень эффективности ограничительных мер, предпринятых властями, отмечают авторы статьи. Так, решение о закрытии границы с Китаем можно признать вполне своевременным, так как оно не позволило завезти вирус в страну в январе-феврале, а меры по контролю пассажиропотока из Европы и других стран, предпринятые в феврале-марте, оказались недостаточными.
Читайте также: Дальше — меньше: обойдет ли Россию третья волна COVID-19
Смотрите наши видео