Специалисты по физике и гидродинамике из Университета штата Массачусетс и Университета Брауна (США), статья которых опубликована в журнал Science Advances, смоделировали сценарии распределения потоков воздуха внутри салона движущегося автомобиля в зависимости от того, открыты или закрыты в нем окна, а если открыты, то какие именно. Как оказалось, от этого может зависеть, заразится ли водитель или пассажир инфекцией, передающейся воздушно-капельным путем, например COVID-19, в случае, если один из них инфицирован.
При моделировании ученые имели в виду прежде всего поездки в такси, и потому рассматривали ситуацию, когда в салоне находятся два посторонних друг другу человека без масок — водитель и пассажир, сидящий по диагонали от него на заднем сидении.
Как и ожидалось, самым рискованным сценарием является ситуация, когда все окна закрыты, а воздух в салоне «гоняет» кондиционер. В этом случае все выдыхаемые водителем и пассажиром мельчайшие аэрозольные частицы биологических жидкостей, потенциально содержащие патогенные микроорганизмы, например вирус SARS-CoV-2, остаются в атмосфере салона. А для того, чтобы снизить риск заражения до минимума, нужно открыть все окна в машине и устроить хороший сквозняк, что невозможно в зимних условиях.
Однако исследователи нашли более оптимальный вариант, также позволяющий снизить риск передачи вируса.
Для этого нужно слегка приоткрыть правое переднее окно и левое заднее окно автомобиля. Благодаря перепаду давления в салоне, поток свежего воздуха будет входить в заднее окно и выходить из переднего, унося с собой аэрозольные капли.
При этом, что особенно важно, этот воздушный поток работает как барьер между водителем и пассажиром, не давая перемешиваться их дыханию и тем самым дополнительно защищая их друг от друга.