Образ жизни,

Найдено объяснение бесполезности приема добавок с витамином D

Чтобы витамин начал работать, его должны активизировать кишечные бактерии.

С одной стороны, многочисленные исследования демонстрируют, что низкий уровень витамина D в организме связан с повышенным риском рака, сердечно-сосудистых и других заболеваний, а также с высоким риском тяжелого течения и летального исхода COVID-19. Однако опубликованные в январе 2019 года результаты самого масштабного клинического исследования на эту тему из всех проводившихся до сих пор, в котором принимали участие более 25 тысяч человек, показали, что прием добавок с витамином D не оказывает никакого эффекта на здоровье.

Открытие, которое сделали ученые из Калифорнийского университета (Сан-Диего, США), статья которых опубликована в журнале Nature Communications, возможно, объясняет это противоречие. Дело в том, что стандартный анализ крови на концентрацию витамина D показывает уровень неактивного прекурсора (предшественника) этого вещества, запасенный в организме. Для того, чтобы соединение начало работать, прекурсор должен в процессе обмена веществ превратиться в активную форму витамина D.

Посмотрите галерею продуктов, насыщенных витамином E:

Чтобы разобраться, какую роль в этой трансформации играют кишечные бактерии, ученые проанализировали образцы крови и стула 567 здоровых пожилых мужчин, живущих в шести разных городах США. Исследователи определили типы бактерий, обитающих в кишечнике участников, а также уровни прекурсора и активной формы витамина D в их сыворотке крови.

Оказалось, что чем разнообразнее был состав кишечной микрофлоры, тем выше была концентрация не прекурсора, а именно активной формы витамина D в крови участников.

Исследователям также удалось определить 12 типов бактерий, чаще всего встречающихся в кишечной микрофлоре участников с высоким уровнем активного витамина D в крови. Большинство из этих бактерий вырабатывают бутират — полезную для слизистой кишечника масляную кислоту. Бутират получается в процессе ферментации кишечными микроорганизмами пищевых волокон, содержащихся в богатых клетчаткой и сложными углеводами продуктах.

«Судя по всему, противоречивые результаты предыдущих исследований объясняются тем, что в них учитывалась только концентрация прекурсора, а не активной формы витамина D в крови», — пояснила ведущий автор Дебора Кадо (Deborah Kado).

Поскольку участники исследования жили в разных регионах США, они подвергались разным уровням солнечного излучения, естественного источника витамина D. К примеру, участники, жившие в солнечном Сан-Диего, штат Калифорния, получали в течение года больше солнца, чем остальные, и у них были наиболее высокие концентрации прекурсора витамина D в крови.

Однако никакой корреляции между тем, где именно жили участники, сколько солнечного излучения они получали, концентрацией прекурсора и уровнем активной формы витамина D  у них в крови найдено не было.

«Похоже, что не имеет никакого значения, ни сколько витамина D вы получаете через солнечное излучение и добавки, ни сколько этого вещества ваш организм способен запасти, — отметила Кадо. — Значение имеет лишь способность вашего организма превратить витамин в его активную форму». «В медицине часто бывает так, что больше вовсе не означает лучше, — добавил Роберт Томас (Robert L.Thomas), соавтор Кадо. — В этом случае, возможно, речь идет не о том, сколько витамина D вы получите с добавкой, а в какой степени вы сможете заставить ваш организм воспользоваться им». 

Читайте также: У мультивитаминов нашли эффект плацебо

 

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.