Такие результаты показала вторая фаза клинических испытаний препарата SNG001, действующим веществом в котором является интерферон бета-1а. Отчет об испытаниях опубликован в журнале The Lancet Respiratory Medicine.
Препарат интерферон бета-1а (торговые названия «Ребиф», «Синновекс», «Авонекс», «Генфаксон») обычно назначают в виде подкожных инъекций при рассеянном склерозе, так как по неизвестным пока биологическим причинам он тормозит прогрессирование этого заболевания. Интерфероны бета — вырабатываемые человеческим организмом белки, координирующие иммунный ответ на вирусные инфекции, и действующее вещество препарата, полученное методами генной инженерии, идентично натуральному белку.
Лабораторные исследования показали, что вирус SARS CoV-2 напрямую подавляет выработку интерферонов бета в организме, что подтвердили и клинические исследования с участием пациентов с COVID-19, у которых активность этих белков оказалась резко снижена.
Это открытие заставило ученых предположить, что интерферон бета-1а в потенциале может стать препаратом, помогающим организму справиться с коронавирусом.
Однако попытки подкожного введения лекарства пациентам с COVID-19 никакого эффекта на течение болезни не оказали. Поэтому британская биотехнологическая компания Synairgen выпустила SNG001 — ингаляционную форму препарата, с тем, чтобы при вдыхании лекарство напрямую попадало на слизистую дыхательных путей.
Посмотрите интересные факты о коронавирусе:
Во второй фазе клинических испытаний SNG001, призванной оценить безопасность и эффективность препарата, приняли участие 98 пациентов с подтвержденной COVID-19, госпитализированные в девять британских больниц. На старте испытаний 66 из них требовалась кислородная поддержка. Все участники случайным образом были разделены на две группы — 48 пациентов раз в день через небулайзер вдыхали SNG001, а остальные 50 пациентов ингалировались плацебо. При этом ни пациенты, ни врачи не знали, кто какой препарат получает. Ингаляции продолжались по две недели, а затем за каждым пациентом наблюдали еще почти месяц.
В результате было установлено, что ингаляции с SNG001 действительно помогают выздороветь.
У пациентов, получавших препарат, вероятность существенного улучшения состояния на 15-16-й день после начала лечения оказалась вдвое, а на 28-й день — втрое выше, чем у участников, получавших плацебо. При этом в «группе плацебо» у 11 пациентов состояние за время испытаний стало настолько тяжелым, что им потребовалось подключение к аппарату ИВЛ, трое из них скончались. В «группе SNG001» подключение к ИВЛ понадобилось шести пациентам, но никто из них не умер.
Испытания также показали, что SNG001 хорошо переносится пациентами. Чаще всего участники, причем как в «группе SNG001», так и в «группе плацебо», жаловались на головную боль.
«Результаты испытаний подтвердили нашу уверенность в том, что у интерферона бета-1а существует большой потенциал в качестве ингаляционного препарата, восстанавливающего активность иммунного ответа на вирус в легких и ускоряющего восстановление от COVID-19, — отметил ведущий автор, профессор Саутхэмптонского университета (Великобритания) Том Уилкинсон (Tom Wilkinson). — При вдыхании лекарства в легких образуется локальная высокая концентрация интерферона бета-1а, благодаря чему происходит резкое усиление защитных механизмов». По мнению Уилкинсона, такой метод лечения COVID-19 может дать дополнительные преимущества в зимние месяцы, когда помимо коронавирусной инфекции поднимут голову и другие респираторные вирусы.
Читайте также: Вероятность выживания при COVID-19 зависит от восьми генов
Смотрите наши видео