По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), от загрязнения воздуха ежегодно умирает около семи миллионов человек во всем мире, при этом в условиях повышенной загрязненности живут 9 из 10 человек.
Большая группа исследователей, в которую также входили ученые из Глобального центра исследований чистого воздуха в Суррее (GCARE), опубликовала в журнале Science of the Total Environment Journal результаты анализа влияния уровня загрязнения воздуха на пассажиров различных транспортных средств в 10 различных городах мира. Это Дакке (Бангладеш), Ченнаи (Индия), Гуанчжоу (Китай), Медельин (Колумбия), Сан-Паулу (Бразилия), Каир (Египет), Сулеймания (Ирак), Аддис-Абеба (Эфиопия), Блантайр (Малави) и Дар-эс-Салам (Танзания).
Исследовательская группа изучала уровни воздействия частиц PM2,5 и PM10 внутри транспортных средств в часы пик утром и вечером, а также в непиковые часы в середине дня.
PM2,5 и PM10 — мелкие твердые частицы размером 10 мкм и меньше (для сравнения, толщина человеческого волоса составляет 100 мкм), которые составляют большую часть пыли и попадают глубоко в легкие, в отличие от более крупных частиц, которые задерживаются в носу, во рту и в горле. При этом PM2,5 настолько мелкие, что могут проникать даже через клеточные мембраны, серьезно нарушая процессы жизнедеятельности клеток.
Ученые измерили, как меняются уровни воздействия таких частиц, когда водители используют системы кондиционирования, и когда они просто открывают окна.
Независимо от прочих условий, максимальное воздействие загрязняющих частиц наблюдалось именно при открытых окнах, далее идут вентилятор и система рециркуляции. При этом в более бедных городах влияние загрязнения на пассажиров выше: машины реже оснащены системами кондиционирования. В целом, разница между самым высоким и самым низким воздействием загрязняющих частиц составила около 80%.
Профессор Прашант Кумар, директор GCARE в Университете Суррея, заявил:
«Честно говоря, нам нужно максимально возможным образом снизить количество автомобилей на дорогах или заменить их экологичными видами транспорта, чтобы уменьшить воздействие загрязнения воздуха. Сейчас этого сложно достичь, однако полученные нами данные указывают на крайнюю необходимость таких мер».
Пока уровень трафика остается стабильно высоким, ученые рекомендуют самостоятельно следить за своим здоровьем: например, избегать поездок в час пик.