Всемирная организация здравоохранения называет рак предстательной железы в числе наиболее распространенных онкологических заболеваний: в одном только 2018 году в мире выявили около 1,3 млн случаев. Как меняется жизнь мужчины с таким заболеванием и есть ли способы предупредить его появление? Проекту Здоровье Mail.ru рассказывает уролог клиники «Семейная» Риназ Камалетдинов.
— Насколько опасным сейчас считается рак предстательной железы?
— Нужно сразу же отметить, что данный диагноз — не приговор для мужчины. Ведь на сегодня накоплен колоссальный мировой опыт по диагностике, эффективным способам лечения, выбору стратегии наблюдения за пациентами с раком предстательной железы. И мы можем смело говорить о том, что у нас есть возможность бороться с недугом: никакой безысходности. Рак простаты давно стал излечимым.
Но, разумеется, многое зависит от стадии заболевания, агрессивности ракового процесса, возраста мужчины, его исходного состояния здоровья и образа жизни. Да, кстати, и от страны проживания тоже многое зависит. Ведь подходы в лечении могут разниться в разных уголках мира, к тому же имеются географические особенности возникновения рака.
— Как меняется жизнь мужчины после диагностики и лечения рака предстательной железы? К чему нужно и можно подготовиться, если поставлен диагноз?
— Колоссальную роль играет выбор метода лечения. Нет общих трафаретных подходов, каждому пациенту предлагается своя, индивидуальная «дорожная карта». Доктор должен предоставить полную и всеобъемлющую информацию о всех существующих методах лечения, ожидаемых результатах, и безусловно, о потенциальных осложнениях. Ведь все эти вещи, так или иначе, будут определять качество жизни отдельно взятого человека.
Одному пациенту будет предложена гормональная терапия, второму — оперативное лечение, третьему — комбинация методов, а кому-то — и вовсе активное наблюдение.
Так, после радикальных оперативных вмешательств мужчины сталкиваются с проблемами сексуального характера: многие отмечают ухудшение эрекции, ослабление оргазма, его отсутствие, болезненное семяизвержение. В связи с потерей после операции удерживающего сфинктерного механизма, у части мужчин наблюдается недержание мочи — непроизвольное либо на фоне напряжения. Пациенты, которые получают лучевую терапию, чаще имеют проблемы с желудочно-кишечным трактом в виде диареи и воспаления прямой кишки. Нередко отмечается задержка мочи — вплоть до необходимости катетеризации мочевого пузыря. А вот гормональная терапия сопряжена с нарушением функции печени, ослаблением костей и сердечно-сосудистыми заболеваниями.
С этим всем придется столкнуться и бороться единой команде: пациенту, его родственникам, врачам и медицинскому персоналу. И я совершенно ответственно и смело заявляю, что опустить руки, сдаться без боя, — будет ошибочным и преждевременным. Ведь в подавляющем большинстве случаев удается взять верх над раком предстательной железы.
— Какие есть пути для повышения уровня жизни пациентов с таким диагнозом и последствиями его лечения? Какие программы реабилитации наиболее востребованы сегодня?
— Это крайне важные вопросы. По сути, мы частично их уже затронули. И в продолжение этой темы, важно сказать о следующем.
Согласно многолетним международным научным исследованиям, примерно 45% мужчин с раком предстательной железы требуют лишь активного наблюдения по заранее установленной схеме. То есть это пациенты с низкими рисками, лечение которых без снижения выживаемости может быть начато позднее, при явной необходимости. Безусловно, конечная цель остается той же — излечение. Такой подход рационален потому, что преждевременно начатое вмешательство может сопровождаться рядом осложнений и становится даже избыточным.
Нередко мы видим увеличение смертности не от самого рака, а от ухудшения течения сопутствующих заболеваний на фоне полученной терапии.
Людям важно понимать и то, что многие выявляемые при скрининге раки простаты обладают низкой степенью злокачественности, и смертность от такого рака не превышает 7% в течение 15 лет наблюдения.
Вот почему иногда стратегия активного наблюдения является оптимальной с точки зрения сохранения качества жизни настолько долго, насколько это возможно. Безусловно, это положительно сказывается и на экономическом бремени, как с позиции государственного здравоохранения, так и с точки зрения частных затрат конкретного человека.
Также существует понятие выжидательной тактики. Она подразумевает консервативное лечение рака предстательной железы при наличии противопоказаний к радикальному вмешательству. То есть пациент будет получать симптоматическую паллиативную терапию по мере ее необходимости, при этом удастся минимизировать осложнения, связанные с лечением, а значит, сохранить на оптимальном уровне качество жизни без вынужденного ухудшения. Это актуально для пациентов с массой сопутствующих заболеваний, ожидаемая продолжительность жизни которых менее 10 лет.
В целом концепция качества жизни — вещь субъективная. Разные люди по-разному оценивают ситуацию. Для более объективной характеристики применяют специальные валидированные опросники. Но есть, конечно, и общие проблемы. Осознание болезни, ее принятие и весь лечебный процесс оказывают большое психологическое воздействие на пациентов и их близких. Крайним проявлением становится тяжелая депрессия. Поэтому столь важна своевременная социальная и психолого-психиатрическая поддержка. В России, к сожалению, остро стоит проблема доступности такой помощи.
— Как реагировать на возможные осложнения?
— Если у мужчины развиваются осложнения, они должны быть вовремя выявлены и устранены. В случае недержания мочи пациенты обучаются выполнению упражнений Кегеля с целью укрепления мыщц тазового дна. Это же достигается посредством электростимуляции. Немалую роль, как и всегда, играет изменение образа жизни, в частности, соблюдение режима мочеиспусканий и времени принимаемой жидкости. При их малой эффективности выполняются операции по установке искусственных сфинктеров, предназначенных для восстановления контроля над удержанием мочи.
В случае эректильных проблем назначается классическая медикаментозная терапия или выполняется фаллопротезирование. Такие состояния, как артериальная гипертензия, боль в костях, слабость, анемия, приливы, снижение либидо, диарея, ректальное кровотечение и прочее, корректируются лекарствами. Для поддержания тонуса и мышечной массы пациентам рекомендуются регулярные дозированные физические нагрузки.
— Почему это заболевание стало настолько распространенным? В чем специфика его диагностики по сравнению с другими онкологическими заболеваниями?
— Действительно, рак предстательной железы занимает второе место по встречаемости у мужчин и составляет 15% всех диагностированных раков. В свою очередь, распространенность рака простаты широко варьирует — в зависимости от географической зоны, с наиболее высокими показателями в Австралии, Новой Зеландии, Северной Америке, а также в странах Западной и Восточной Европы. Рост числа больных обусловлен, с одной стороны, улучшением диагностики, а с другой — старением населения.
Люди попросту стали «доживать» до своих раков.
Если говорить о специфике и отличии от других онкологических заболеваний, то можно отметить тот факт, что болезнь в большинстве случаев протекает медленно. Это позволяет мониторить ее течение и выбирать в ряде случаев отсроченное лечение, о котором мы уже говорили.
— Перечислите, пожалуйста, наиболее эффективные методы профилактики заболевания. Как образ жизни мужчины может повлиять на развитие рака предстательной железы? Кто находится в группе повышенного риска?
— Абсолютно доказанными факторами риска развития рака простаты являются принадлежность к темнокожей расе и семейный анамнез заболевания. Так, если раком простаты болели ближайшие родственники, например отец или брат, то риск повышается в 2,5 раза. У этих же пациентов отмечается более раннее начало болезни — в среднем в возрасте 50–55 лет.
Накоплены научные наблюдения, демонстрирующие повышение рисков развития рака у пациентов с гонореей, вирусом папилломы человека 16-го типа, сахарным диабетом, артериальной гипертензией. Курение, злоупотребление алкоголем (и, что интересно, полный отказ от него), крайне низкие и крайне высокие уровни витамина D, сниженные показатели цинка и селена в крови, облысение — могут ассоциироваться с более высокими рисками формирования рака предстательной железы.
И наоборот, мужчины, принимающие метформин и фитоэстрогены, лица, перенесшие циркумцизию, имеют сравнительно меньшие риски. Что касается медикаментозной профилактики, то вынужден признать: у нас пока нет реально эффективного и научно обоснованного средства. Возможно, по мере накопления доказательной базы и фармразработок, оно и появится в недалеком будущем. А пока — хочется пожелать читателям крепкого здоровья, не пренебрегать профилактическими визитами к врачу и вести здоровый образ жизни!
Читайте также:
Что такое биохакинг и каким он бывает: