Теперь производители должны наносить на все упаковки товара, на первичную и вторичную, если она есть, новое обозначение.
Проверить маркировку можно через специальное приложение «Честный знак». Оно устанавливается на смартфоне и поможет узнать, за какой товар покупатель отдает свои деньги: настоящий или контрафактный. Если вдруг лекарство без маркировки, но оно произведено до 1 июля, все в порядке! Такие медицинские препараты могут продаваться без спецзнаков до истечения срока годности.
Директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов разъяснил, что сама маркировка — это небольшое черно-белое изображение в виде QR-кода, который будет стоять на упаковке лекарства.
Как уже было сказано, информацию о товаре можно будет узнать с помощью специальных программных ресурсов, которые операторы системы маркировки должны представить.
— Это верхушка айсберга, и основное предназначение системы маркировки направлено не на потребителей, а на участников фармрынка, профессионалов в обороте лекарственных препаратов, — говорит эксперт. — По большому счету, система маркировки никакого отношения к проблеме подделок не имеет.
Николай Беспалов объяснил, что в основном речь идет о контроле за так называемыми переливами, когда товар отгружается большими партиями в розницу под определенную акцию в аптеке. После чего продукт не совсем законно поступает в обращение. Аптечные сети проводят этот товар так, как будто он продан потребителям, но на самом деле он поступает обратно на оптовый рынок и, по сути, перепродается. На этом инструменте, который еще называют «переливы» или «псевдоопт», аптечные сети зарабатывают дополнительную маржу.
Как нам лгут врачи: хит-парад бессмысленных фраз — в нашей галерее:
— Это очень не нравилось поставщикам и производителям, и система маркировки — хороший способ борьбы с таким явлением, — рассказал эксперт фармацевтического рынка. — Второй пункт — это борьба с обычным воровством. В основном это касается системы госзакупок, когда препарат, купленный больницей за госденьги, крадется, по бумагам оформляется, как будто его получил некий пациент. Этот препарат перепродается, в том числе он может быть продан через ряд подставных структур какому-то третьему ЛПУ, и опять попадает в оборот. Это приводит к серьезным перерасходам бюджетных средств, и с такой проблемой тоже нужно бороться.
Новые цены
Цены будут расти, уверенно заявляет Николай Беспалов. Эксперт подтверждает свои слова тем, что маркировка не бесплатна, производители и система товародвижения несут серьезные расходы на всех этапах внедрения этой системы. Расходы идут и на установку оборудования, и на наладку программного обеспечения, и на обучение специалистов. Все эти статьи закладываются в стоимость лекарств.
— Мы как-то подсчитали, на сколько могут подорожать препараты за счет внедрения маркировки. На тот момент получалось порядка 3–4%. Они и добавились, но произошло много других событий, которые тоже отразились на стоимости лекарств. Это и пандемия, и ажиотажный спрос, и рост цен на отдельные категории препаратов и сырье для их производства, — объяснил эксперт фармацевтического рынка. — Девальвация рубля тоже автоматически привела к повышению стоимости. Все это, наслаиваясь, приводило к росту ценников.
Читайте также:
Смотрите наши видео: