Менингококковый менингит — это бактериальная форма менингита, считающаяся одним из самых серьезных инфекционных заболеваний на планете.
До 10% заразившихся страдают от тяжелых поражений мозга, а при отсутствии лечения рейтинг смертности достигает 50%.
Проект Здоровье Mail.ru задал ключевые вопросы о менингококке Ивану Коновалову, доценту кафедры инфекционных болезней у детей ПФ РНИМУ им. Н. И. Пирогова.
— Иван Вячеславович, можно ли заразиться менингококковой инфекцией в обычных условиях повседневной жизни? Есть ли категории людей, которые наиболее подвержены этой инфекции?
— Менингококковая инфекция распространяется воздушно-капельным путем при условиях достаточно близкого контакта в течение определенного времени. Это может быть совместное проживание, какое-либо массовое мероприятие, длительный перелет в самолете, группа детского сада, общежитие, казарма, студенческая аудитория и прочее. Инфекции, в целом, подвержены все, однако не у всех она проявляется в тяжелых формах. Тем не менее, наиболее часто возбудитель циркулирует среди подростков и молодых людей, а тяжелее всего инфекцией болеют дети до пяти лет и лица с иммунодефицитными состояниями.
— Есть ли какие-то ранние симптомы, характерные именно для менингококковой инфекции? На что стоит обращать особое внимание, что должно быть поводом бить тревогу?
— Как правило, болезнь начинается с симптомов, плохо отделимых от банального гриппа или простуды: кашель, подъем температуры, плохое самочувствие.
— Иногда на этом все может и закончиться, менингококковая инфекция в таком случае считается локализованной, вызывая воспалительные процессы в органах ротоглотки. Однако такой человек тоже заразен для окружающих, у которых болезнь может протекать уже в виде генерализации — сепсиса (менингококцемии) и/или гнойного менингита.
Самостоятельно диагностировать у себя подобные проявления практически невозможно. Так, не у всех больных молниеносными формами успевает развиться менингит, поэтому его признаков может и не быть вовсе.
То же касается и геморрагической сыпи (кровоизлияний в кожу) — у ряда пациентов она просто не успевает проявиться на фоне нарастания критического состояния.
Это требует диагностики специалиста с последующей лабораторной расшифровкой.
— Какие действенные меры профилактики менингококковой инфекции существуют сегодня?
— Наиболее эффективным и безопасным средством профилактики является вакцинация комплексными конъюгированными менингококковыми вакцинами: они допустимы для использования у детей уже с первого года жизни и у любого человека, без ограничений по возрасту и состоянию здоровья, при этом перекрывают до 4 из 5 циркулирующих серогрупп возбудителя. Иммунитет после них формируется стойкий, на десятки лет.
В первую очередь прививки нужны тем, кто тяжелее всего переносит эту инфекцию — дети первых лет жизни и люди с нарушенным состоянием здоровья, слабым иммунитетом. А также все те люди, которые естественным путем чаще контактируют: школьники старших классов и студенты, военнослужащие, лица в замкнутых коллективах — детских домах, домах престарелых, путешественники в гиперэндемичные по менингококку страны (так называемый менингитный пояс), посещающие отдельные мероприятия (например, часты случаи заражения во время совершения хаджа — паломничества в Мекку).
Также для экстренной профилактики используются антибиотики, уже в случае состоявшегося контакта — в очаге инфекции. Это называется постэкспозиционной химиопрофилактикой.
Вакцина в этом случае тоже может быть использована, если успеть ввести ее в течение 5 дней после контакта.
— Традиционно менингит считается заболеванием с тяжелыми последствиями — им до сих пор пугают детей, которые гуляют без шапки в мороз. Верно ли это утверждение? Как часто менингококковая инфекция сопровождается серьезными осложнениями? Существуют ли современные медицинские подходы, предотвращающие инвалидизирующие последствия?
— Конечно, фактор переохлаждения может сыграть роль в заболевании, но не напрямую. Дело в том, что гнойный менингит возникает не только при менингококковой инфекции, но и при пневмококковой, и гемофильной типа b, это наиболее частые возбудители. Вообще, гораздо чаще встречается вирусный менингит, который гораздо более легко протекает.
Тем не менее при переохлаждении и заболевании, скажем, гнойным отитом, в ряде случаев осложнением является отогенный (то есть родом из уха) гнойный менингит — как правило, он больше касается пневмококковой инфекции, чем менингококка.
Если говорить про менингококковый менингит как отдельную болезнь, то он довольно эффективно поддается терапии, если она была своевременно начата. Осложнения бывают, но нечасто.
Совершенно иначе обстоят дела при возникновении септической формы — менингококкемии (которая также может быть с менингитом, но может протекать и без него, что еще больше затрудняет диагностику).
Она развивается довольно быстро, молниеносные формы могут приводить к смерти даже в течение суток, а медицинская помощь может быть оказана несвоевременно, хотя именно это определяет прогнозы.
У таких пациентов даже с использованием самых передовых технологий диагностики и терапии смертность может достигать 10–50%. И даже в случае сохранения жизни, нередко отмечаются тяжелые инвалидизирующие осложнения — ампутация конечностей, развитие гидроцефалии, эпилепсии и пр.
Таким образом, временной фактор является предопределяющим, однако, как было сказано ранее, диагностика в начале болезни часто затруднена, однозначных симптомов, указывающих на менингококковую инфекцию, может еще не быть. Именно поэтому плановая вакцинопрофилактика так важна.
5 способов реже болеть зимой: