Ковидиот (Covidiot) — это неологизм, который появился в английском лексиконе в марте этого года. Этим словом окрестили паникеров, которые ринулись скупать гречку и туалетную бумагу, а также тех, кто нарочно игнорирует карантин, потому что не верит в существование коронавирусной инфекции. А то и вовсе считает пандемию всемирным заговором (фармацевтических компаний; тайного глобального правительства; США, Китая или Северной Кореи — ряд можно продолжить). Ковидиот — это такой младший брат ВИЧ-диссидента, отрицающего существование вируса иммунодефицита человека.
Разбираемся, во что верят ковид-скептики, и как с ними общаться.
Коронавируса не существует. Это все — политика
Люди, которые так думают, чаще всего являются сторонниками какой-нибудь теории заговора: например финансового, заговора Госдепа, плана Даллеса, заговора фармкомпаний или масонов.
Версий очень много, а доказательств — еще больше, правда, по большей части они либо косвенные, либо основываются на неофициальных данных, так что проверить их никак нельзя. Это и отличает теорию заговора от рационального объяснения: она выглядит предельно убедительно, хотя способов доказать ее почти нет — все ведь покрыто туманом и тайной.
Коронавирус есть, но он чуть опаснее ОРВИ
Довольно популярная версия происходящего от любителей почитать статистику, в которой, например, говорится, что смертность от коронавируса в два раза ниже, чем от гриппа. Или аргументы, основанные на исследованиях университетов с громкими названиями.
Коронавирус есть, но его можно вылечить простыми средствами
Коронавирусная инфекция — это благодатная почва для любителей китайской медицины. В качестве альтернативных лекарств предлагаются сода, алкоголь, чесночная вода, имбирь и т. д. К медикам обращаться настоятельно не советуют — медики даже не то, что калечат, а даже и заражают. В одном из сообществ делятся опытом, как избежать прохождения теста на коронавирус, чтобы не заболеть из-за этого.
Чем опасны ковид-скептики?
Каждый человек имеет право на свое мнение, но реальную ситуацию игнорировать попросту опасно: с эпидемией борются во всем мире, люди умирают от осложнений, вводятся карантины и режимы самоизоляции, чтобы снизить возможность заражения. Ограничительные меры нужны прежде всего не для того, чтобы предотвратить заболеваемость, а чтобы снизить нагрузку на больницы: аппаратов ИВЛ — не бесконечное количество, коек и медсестер — тоже. Эффективные лекарства и вакцины найти пока тоже не удалось. Соответственно, чем плавнее будет происходить заражение и чем равномернее будут заболевать люди (не все сразу!), тем больше вероятность, что лечение пройдет качественно.
Как правильно общаться с тем, кто утверждает, будто коронавируса не существует, и почему так сложно переубедить такого человека? Проект Здоровье Mail.ru расспросил психологов.
Александр Кутузов, практикующий психолог:
— Для начала можно постараться понять, что происходит с человеком, отрицающим факт существования коронавируса.
Мы имеем дело с новым феноменом отрицания, который, в отличие от других диссидентских движений, кажется более масштабным. Но что радует — не таким организованным. Можно предположить, что масштабы этого явления связаны с тем, что настоящая пандемия в той или иной степени повлияла на жизнь каждого человека. И если переболели далеко не все, то жертвами себя все равно могут чувствовать очень многие.
Люди, без преувеличения, сейчас переживают утрату старой реальности. Подобно человеку, который переживает утрату прошлой беззаботной жизни в связи с диагнозом, требующим постоянной заботы о своем здоровье. Люди растеряны, обеспокоены, напуганы.
Некоторые, переживая утрату прежней реальности, застревают на этапе отрицания. Им не хочется верить в то, что столь глобальные перемены происходят здесь и сейчас, и что самое страшное, непосредственно с ними. На такое застревание могут влиять различные факторы: социальное окружение, информированность, критическое мышление, уровень тревоги.
На стадии отрицания человек ищет повод сбежать от пугающей реальности и порой цепляется даже за самые нелепые идеи, которые дарят ему надежду на то, что всего этого на самом деле нет.
А дальше желание спрятаться в этой новообретенной версии событий подгоняет любые нелогичные доводы и объяснения. Так рождаются все эти мировые заговоры, заражение через 5G, через прививки, рассказы о поголовном чипировании и т. д.
Какой вывод мы можем сделать? Человек, отрицающий коронавирус, скорее всего, защищается. В частных случаях — осознанно занимается дезинформированием и пропагандой, но эти случаи мы рассматривать не будем.
Так как же говорить с человеком, который вместо маски и перчаток выбрал позицию: «Если я в это не верю, значит, этого нет»?
Вариант первый: это ваши близкие, о которых вы беспокоитесь. Не нападайте на них, не давите аргументами, не обвиняйте в невежестве и легкомыслии. Человек уже чувствует давление, он уже защищается. Если вы начнете наступление на его позицию, то получите отпор. Несмотря на то, что вы видите себя его союзником с самыми добрыми намерениями, с его точки зрения все будет выглядеть иначе. Поделитесь своими чувствами, говорите про себя, о вашем беспокойстве, о вашем небезразличии. Покажите, что не пытаетесь переубедить человека, но просите его, для вашего же спокойствия, на всякий случай быть осторожнее. Говорите искренне, не пытайтесь манипулировать. Если дело в недостаточном информировании, аккуратно знакомьте человека с иными точками зрения на проблему. Позвольте человеку самому принять решение, не забирайте всю ответственность на себя.
Вариант второй: это знакомые или совсем посторонние люди. Например, кто-то приближается к вам без маски и не соблюдает дистанцию. Или коллеги зовут на шашлыки на выходных. Не стесняйтесь сообщать о своих границах. Это может быть непривычно, потому что буквально пару месяцев назад было бы странно сказать человеку в очереди: «Сделайте шаг назад, пожалуйста, соблюдайте дистанцию». Сейчас это совершенно нормально и уместно.
С друзьями и коллегами — та же история. Вас зовут на тусовку? Не нападайте за это, не критикуйте и не обвиняйте. Объясните свою позицию, почему вы отказываетесь, о чем беспокоитесь. При этом со стороны близких и знакомых можно встретиться с обесцениванием. Например: «Да что ты переживаешь. Не страшнее гриппа ведь». Или: «Ты правда веришь в эти выдумки политиков?»
Помните, все это не про вас, все эти реакции — защита и не самый удачный способ справляться с происходящим со стороны тех, кому тревожно и страшно.
Хочу добавить. Для минимизации отрицания, или другой крайности — паники, очень важно открытое, честное и точное информирование людей о проблеме, с которой мы все столкнулись. Чем больше будет про «не страшнее гриппа», «политические игры», «уникальный иммунитет» — тем больше будет желания ухватиться за веточку надежды, что авось минует, авось пронесет, авось все будет хорошо.
Смотрите нашу галерею о знаменитостях, которые заразились новым коронавирусом:
Надежда Саламахина, психолог, гештальт-терапевт:
— Отвечая на вопрос: «Как разговаривать с людьми, которые утверждают, будто коронавируса не существует?» — важно понимать, какова цель разговора и что от этой беседы и от этого человека вам нужно.
Если переубедить человека и донести до него, что его мнение неправильное, то миссия невыполнима. Люди не верят в коронавирус или другие страшные вещи не потому, что они глупые: так работает защитный механизм психики, который называется отрицанием. Он оберегает от невыносимых или бессмысленных переживаний, для переработки которых на данный момент нет ресурса. И если в этой ситуации подходить «сверху», объясняя, что человек неправ, — включится еще больше защит, человек захочет еще больше протестовать и отрицать. Ведь никому не нравится чувствовать себя неправым и бестолковым.
Гораздо больше поможет диалогу, если вы начнете расспрашивать человека, почему он считает, что коронавируса нет. Поможет искренний интерес и уважение к человеку, к его взглядам и переживаниям.
Может помочь, если те факты, которые вы знаете, обсудить вместе. При этом важно доносить информацию безоценочно и оставлять за человеком право не соглашаться.
Другой целью разговора может быть защита себя от страха за собственную жизнь или за жизнь близкого. Например, пожилой родственник так считает и не хочет соблюдать меры предосторожности. Или вы боитесь заболеть, а живущий с вами близкий называет вас паникером. В этих ситуациях тоже не поможет убеждать в своей правоте.
Когда речь идет о страхе за близкого, вы можете попросить его соблюдать необходимые меры, потому что вы сами переживаете за его здоровье и так вам самим будет спокойнее. При этом он имеет полное право продолжать жить на основе своих убеждений. И это его ответственность, его жизнь. Тут остается только переживать свое бессилие повлиять на другого человека и отдать ему законное право распоряжаться своей жизнью по собственному усмотрению.
Если вы боитесь заразиться от человека, который не соблюдает меры безопасности, потому что считает, что коронавируса нет, то может помочь простая просьба, как в предыдущем случае. Если он не идет на уступки и разговоры не помогают, то пора подумать, что вы можете сделать для защиты себя в процессе общения с этим человеком. Как крайний вариант — дистанцироваться на то время, пока опасность не минует. Это ваша жизнь, и с последствиями разбираться в итоге все равно вам.
Сейчас непростое время, много противоположных взглядов на события и много сильных эмоций. Важно во всем этом оставаться человечными и сохранять уважение к себе и друг к другу.
Читайте также:
Смотрите наши видео: