
Ученые Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ) предложили новый способ уменьшения шума реактивных двигателей самолетов. Их метод позволяет снизить уровень шума на 2−3 дБ без усиления высокочастотных звуков, что улучшает комфорт пассажиров и повышает долговечность конструкций, сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе научного учреждения.
Турбулентные струи реактивных двигателей создают сильный гул, особенно при взлете.
Существующие решения, такие как шевронные сопла, снижают низкочастотный шум, но усиливают высокочастотный, что вызывает дискомфорт у людей и увеличивает вибрации, ускоряющие износ самолета.
Политехники изучили шумообразование в струях, используя сеть из 54 микрофонов, расположенных в 2,5 метра от сопла. Эксперименты проводились на установке, имитирующей выхлоп двигателя на скорости 740 км/ч (0,6 Маха).
Оказалось, что шум генерируется вдоль всей струи, но его источники распределяются по-разному. У обычных конических сопел пик шума — на расстоянии 4−9 диаметров от края. А гофрированные сопла смещают источники шума дальше и снижают его на 2−3 дБ без усиления высоких частот.
Технология может быть применена в современных самолетах, особенно для аэропортов вблизи жилых зон. Дальнейшие исследования помогут создать более экологичные двигатели с улучшенной акустикой.