Травлю во взрослом коллективе называют моббингом. Его жертвами становятся 32% сотрудников. «Суть та же, что и в группе детей: преследование, притеснение, изоляция того, кто не вписывается в группу по каким-либо критериям (нелояльный, любимчик, богатый или бедный), — поясняет гештальт-терапевт и оргконсультант Елена Павлюченко. — Такой сотрудник идентифицируется как “чужой”, и агрессивное поведение в его адрес воспринимается как допустимое».
«Взрослые люди лучше осознают социальные нормы и понимают, что жертва может обратиться за помощью в правовые инстанции, — рассказывает социальный психолог Светлана Федотова. — Атаки приобретают более изощренные формы: газлайтинг, назначение невыполнимых сроков для реализации задач с последующей жесткой критикой, клевета, сокрытие информации».
Что вызывает моббинг
Моббинг — социальная болезнь. Питательной средой для него служат негативный фон в организации и стиль руководства. «Начальник может игнорировать и даже поощрять моббинг по отношению к отстающим работникам с целью их перевоспитания, проверки или увольнения, — отмечает Светлана Федотова. — Если в компании нет информационной прозрачности или происходят резкие перемены (смена руководства, трансформация подразделения, сокращение), у сотрудников возникает тревога и ощущение бессилия. И они ищут “козла отпущения”, на которого можно безболезненно перенаправить агрессию».
Инициаторов моббинга отличает нестабильная самооценка, отсутствие эмпатии и саморефлексии. А объектом нападок чаще становится человек необщительный, раздражительный или, наоборот, застенчивый, неспособный себя защитить.
«Сверхуспешность жертвы также может вызывать раздражение агрессора, — продолжает Светлана Федотова, — поскольку он видит в триумфе конкурента угрозу своему статусу, самооценке и карьере. Преследовать могут и специалиста, который ориентирован на достижения и много требует от коллег, любит указывать на их ошибки и неточности».
Что делать в случае моббинга
Объектом преследования может стать всякий, но не каждый ощущает себя жертвой. «Уверенно отстаивать себя будет скорее сотрудник с опытом хороших, поддерживающих отношений в детстве, — уверена Елена Павлюченко. — Если в детстве родители честно говорили ребенку, где он накосячил, но при этом оставались на его стороне, он чувствует себя достойным защиты и вырастает во взрослого, способного поддержать самого себя».
Такой человек лучше тестирует реальность и больше доверяет своим ощущениям. Он быстро замечает, что в отношении него происходит что-то неправильное, несправедливое, и здраво с этим обходится. «Он не тонет в сомнениях и не винит во всем себя, а пытается разобраться, — продолжает гештальт-терапевт. — Он задает вопросы, ищет союзников; может отшутиться или рявкнуть в ответ на нападки, попросить помощи, признать ошибку».
И напротив: чем больше у человека опыта родительского безразличия или враждебности, тем чаще он во взрослой жизни занимает позицию жертвы, принимает издевательское отношение как должное. Застревая в своих травматичных переживаниях, такой работник рискует остаться в одиночестве. «Он начинает давать окружающим обратную связь, смысл которой состоит в том, что с ним и следует обращаться как с жертвой. Ситуативная позиция, роль “прирастают” к личности», — пишут исследователи роли жертвы Софья Нартова-Бочавер и Наталья Астанина.
Поэтому важно вовремя выйти из позиции жертвы и задаться вопросом: какое решение в этой сложной ситуации соответствует мне, моим желаниям, потребностям, амбициям? Иногда лучшим выходом становится уход из компании. «Сражение с коллективом — это не та война, в которой легко выиграть, и в сдаче позиций нет ничего постыдного», — замечает Елена Павлюченко. Иногда разумнее отступить и сберечь свои нервы и время, чтобы выиграть на более длинной дистанции — сохранить внутреннее достоинство и отношения с самим собой.
Как предотвратить моббинг или защититься от него
Рекомендации психологов Елены Павлюченко и Светланы Федотовой.
1. Оцените, насколько корпоративная культура соответствует вашим ценностям и личностным качествам
Если вам не подходят правила организации, вы рискуете стать в ней изгоем или оказаться в травмирующей ситуации несвободы и необходимости приспособления.
2. Проявите уважение к коллективу
Выразите уважение к традициям и нормам поведения в коллективе и заинтересованность в том, чтобы стать его частью, не избегайте командных мероприятий.
3. В случае моббинга сохраняйте спокойствие
Негативные эмоции провоцируют эскалацию «боевых действий».
4. Оцените масштаб проблемы
Если моббинг возник из-за конфликта с одним сотрудником, решением может стать обсуждение причин с источником агрессии или неформальным лидером коллектива. В случае масштабной травли обсудите ситуацию с руководством или HR с целью перехода в другой отдел или подразделение.
5. Фиксируйте все договоренности
Травлю начал ваш начальник? Вам предстоит стать буквоедом и в электронной переписке фиксировать все его требования, намеченные встречи и уточнять то, что нечетко изложено.
«Правильно ли я понял, что я делаю вот это к такому-то сроку?» Если ваши результаты зависят от участия других сотрудников, включите их в общую переписку и педантично проговаривайте задачи. Вопрос: готовы ли вы выдержать эту позиционную войну?
6. Заручитесь поддержкой
Если вы не можете сменить работу, заручитесь поддержкой тех знакомых, кто способен без предубеждений оценить ситуацию (в чем неправы зачинщики и в чем доля вашей вины) и подсказать конкретные шаги.
7. Обратитесь за помощью к психологу, даже если приняли решение об увольнении
Вы получили тяжелый эмоциональный опыт, который необходимо проработать.