Доктор на связи: как коронавирус разбудил телемедицину в России

По оценкам экспертов, спрос на медицинские онлайн-консультации вырос в разы.
<strong>Помощь на расстоянии</strong>
<strong>Вирус подстегнул спрос</strong>
<strong>Оградить самых уязвимых</strong>
<strong>То ли еще будет</strong>
Читайте также:
<strong>Помощь на расстоянии</strong>
<strong>Вирус подстегнул спрос</strong>
<strong>Оградить самых уязвимых</strong>
<strong>То ли еще будет</strong>
Читайте также:
Еще
b4c257cfbcf1f652bc212827771d063a.jpg
Источник: Depositphotos.com

В Москве заработал Центр телемедицины, где медики удаленно консультируют тех пациентов с коронавирусом, которые лечатся дома. Еще два года назад, когда в январе 2018 вступил в силу закон о телемедицине, этот способ оказания медицинских услуг скорее был в новинку: специалисты давно общаются посредством телемедицины в формате «врач–врач», но тандем «врач–пациент» на расстоянии развивался медленно. Теперь, в условиях пандемии и всеобщей изоляции, такой способ оказания медицинских услуг оказался более чем востребованным и жизненно необходимым. Как работает Центр телемедицины, как дистанционная услуга уже помогает и еще сможет помочь — читайте в материале «Известий».

Помощь на расстоянии

Центр телемедицины Департамента здравоохранения Москвы занимает два этажа здания московской школы № 548. В каждом из 18 отведенных врачам классов размещаются по 8–10 изолированных стеклянных кабинок. В них врачи ведут онлайн-прием пациентов.

— У наших врачей по два экрана: на одном работает сам телемедицинский сервис, на втором — единая медицинская информационно-аналитическая система (ЕМИАС). Она позволяет видеть электронную карту пациента, чтобы врач мог учитывать, какие именно сопутствующие заболевания у него есть, — рассказывает руководитель центра Андрей Тяжельников.

Телемедицинский центр создан для людей с подтвержденным COVID-19, состояние которых позволяет им наблюдаться дома. После очного осмотра врачом и назначения лечения пациент подписывает согласие на получение медпомощи на дому, а затем звонит в телемедицинскую службу. Если заболевший не связывается с Центром, специалисты дозваниваются до него сами.

— Таким образом, у пациента появляется возможность зарегистрироваться на нашей телемедицинской платформе. Это отдельный сайт, на котором у нас есть возможность видеосвязи с пациентом, — пояснил Андрей Тяжельников.

Пациент имеет возможность самостоятельно записаться на консультацию, но запланировать онлайн-прием может и врач. Телемедцентр работает в режиме 24/7, чтобы консультировать пациентов круглосуточно. Местные специалисты работают сменами 2/2 по 12 часов.

— У нас есть отработанный алгоритм, согласно которому мы действуем при ухудшении самочувствия пациента. То есть при появлении таких симптомов, как высокая температура и одышка, мы вызываем скорую помощь, чтобы человека госпитализировали, — рассказывает врач-терапевт телемедицинского центра Анна Гвоздева.

Мощностей центра достаточно для проведения до 4 тыс. консультаций в день. Всего здесь ведут прием 200 специалистов. На данный момент, по словам заммэра Москвы по вопросам социального развития Анастасии Раковой, около 1700 жителей столицы лечатся от коронавируса дома.

— С момента запуска проекта (телемедицинской службы. — «Известия») медики провели более 7 тыс. удаленных консультаций, — рассказала она журналистам.

По словам терапевта Анны Гвоздей, в день она, как и ее коллеги, проводит от 15 до 30 консультаций. Прием длится в среднем 13–15 минут. Ждать общения со специалистом пациентам долго не приходится — обычно от звонка до начала онлайн-приема проходит около пяти минут.

— Наше обучение длилось полные сутки. Мы прорабатывали с психологом различные ситуации, которые могут возникнуть с пациентами, — говорит она. — И это действительно оказалось полезным, потому что все люди разные, кто-то очень сильно переживает.

Среди пациентов центра есть и младенцы, и люди старше 65.Техническая возможность организовать связь есть не со всеми. Если родственники не помогают в этом или попросту нет соответствующих гаджетов, консультации проходят по телефону.

— Но визуально оценивать состояние пациента — очень важно, поэтому к таким людям чаще приходят врачи, которые проводят очный осмотр, — объясняет Анна Гвоздева.

В группу выздоровевших записывают тех, чьи тесты на коронавирус дважды оказались отрицательными при отсутствии симптомов.

— В основной массе пациенты реагируют доброжелательно, потому что это действительно хорошая возможность общения с врачом без каких бы то ни было дополнительных контактов. В настоящее время мы действительно решаем очень важные задачи того, что пациенты не остаются у нас без наблюдения, при этом мы предотвращаем лишние контакты, которые могли бы способствовать распространению заболевания, — добавил руководитель Центра.

Смотрите нашу галерею о новом коронавирусе:

001.jpg
002.jpg
003.jpg
004.jpg
005.jpg
15

Вирус подстегнул спрос

Этот центр создан исключительно для пациентов с коронавирусом, но по всей стране работают десятки дистанционных систем, которые проводят медицинские консультации для всех, кому они необходимы. Ряд сервисов, понимая нынешнюю непростую обстановку, оказывает телемедицинские услуги бесплатно.

— Количество консультаций сейчас возросло многократно. По моим оценкам — в десятки раз, — говорит в беседе с «Известиями» председатель правления Национальной ассоциации специалистов по развитию телемедицины (НТМА), руководитель направления «Телемедицина» профессионального сообщества «Доктор на работе» Иван Картовицкий.

— Например, в одном из телемедицинских сервисов DocDoc запросы распределились следующим образом: на первом месте (35%) обращения на тему коронавируса, на втором — ОРВИ, на третьем месте вопросы, связанные с детьми, и четвертое место занимают обращения по проблемам с животом. Узкие специалисты также пользуются спросом, потому что сейчас к такому врачу люди тоже боятся идти лично, а хочется узнать, надо вообще идти или нет, можно ли переждать.

— С одной стороны, людям полезно и эффективно не выходить из дома, многие боятся посещать медицинские учреждения: в клинике выше шансы встретить человека, заболевшего не только коронавирусом, но и ОРВИ, и другими заболеваниями. Плюс карантинные мероприятия, ограничивающие передвижение людей по городу. Люди не хотят брать на себя риски как заразиться в общественном транспорте, так и заразить кого-либо, — говорит Иван Картовицкий. — С другой стороны — доступность врача. Сейчас ряд сервисов даже сделал бесплатные консультации, которые позволяют проконсультироваться онлайн не только с врачом-терапевтом, но и даже с узкопрофильными специалистами. Дополнительный фактор — людей в принципе стал больше интересовать вопрос собственного здоровья, в том числе и благодаря активности СМИ.

По закону, который вступил в силу в январе 2018 года, в рамках телемедицинских услуг пациенту нельзя поставить диагноз и назначить лечение — консультация возможна только после первичного очного обращения к врачу. В марте в Госдуму были внесены поправки в федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», которые предполагают в условиях ЧС или угрозы распространения заболевания оказывать медпомощь с применением телемедицинских технологий. При этом врач сможет ставить диагноз и назначать лечение дистанционно, без очного приема.

— Сейчас грань достаточно тонкая. Официально врач не может сказать, что нужно делать человеку. Он может выслушать, собрать анамнез, описать общую практику. Например, при заболеваниях, связанных с ОРВИ, обычно рекомендуется то-то и то-то, — говорит эксперт. — Врач может дать общую справочную информацию без привязки к конкретному клиническому случаю конкретного пациента. Естественно, все стараются по максимуму дать полезной информации.

Кроме того, специалист может расшифровать анализы или высказать альтернативное мнение по уже установленному диагнозу. Врач может следить за ходом лечения больного, но только после того, как лично осмотрит пациента.

Оградить самых уязвимых

По словам сопредседателя комитета «Пациентоориентированная телемедицина» при Всероссийском союзе пациентов Ирины Каргальской, в дистанционном мониторинге самочувствия нуждаются не только пациенты с COVID-19, но и те, кто проходил и проходит лечение и может заразиться коронавирусом, поскольку находится в группе риска.

— Сейчас уже внедрены решения по дистанционному мониторингу людей, которые входят в самую уязвимую группу. Это онкопациенты, которые приходят на химиотерапевтическое лечение в ослабленном состоянии; неврологические пациенты, которые в принципе принимают иммуносупресcию (вид терапии, направленный на угнетение иммунитета. — «Известия»); пациенты после трансплантации донорских органов, которые тоже принимают иммуносупрессию, — говорит «Известиям» эксперт. — В Москве мы сумели вывести этих пациентов на дистанционный мониторинг с помощью ведения электронного цифрового опросника. Это позволяет нам знать об их состоянии (я подчеркиваю, они не болеют вирусом), и уберечь от похода в больницу.

Своеобразный электронный дневник помогает медикам отслеживать любые изменения: в каком состоянии находится пациент, есть ли какие-то осложнения, угроза жизни.

— Таким образом, телемедицина представляет собой вариант онлайн-консультирования пациентов — то, что делает сейчас телемедицинский центр COVID-19, то, что мог бы делать врач на первичной онлайн-консультации с постановкой предварительного диагноза, тем самым разгружая терапевтов от наплыва тревожных пациентов, — говорит Ирина Каргальская. — Также телемедицина в виде электронного дневника, мониторинга может быть использована для тех пациентов, которые сидят дома с COVID-19 (не в тяжелом состоянии) и сообщают о своем состоянии, не вызывая доктора, и для тех, кто не болеет, но очень боится заболеть, чтобы снизить контактность и способствовать их изоляции.

А к этим фразам врачей стоит относиться скептически:

«Ничего страшного, я видел такое уже сотни раз»
«Все будет хорошо»
«Будет немножко больно»
«Вы идете на поправку»
«Я скоро вернусь»
10

По словам Ивана Картовицкого, пациенты зачастую занимаются самолечением, особенно в условиях, когда очный прием врача затруднителен.

— Ставя себе диагноз на основании сомнительных источников, пациент подвергает свою жизнь и здоровье опасности, — говорит эксперт. — Телемедицина — это наилучшая альтернатива доктору «Google». Она должна быть легкодоступной и стать первым выбором человека в случае проблем со здоровьем.

То ли еще будет

Что будет дальше — эксперты загадывать не берутся. Дело в нынешних реалиях неблагодарное, но уже сейчас понятно, что телемедицина необходима не только в сложные времена. Осталось решить несколько проблем, которые, по мнению экспертов, тормозят развитие таких услуг в России.

— Необходимо разрешить ставить предварительный диагноз и назначать лечение, а также ввести дополнительный вариант идентификации пациентов и оказания телемедицинских услуг, желательно с помощью номера мобильного телефона. Почему? Потому что сейчас по закону идентификация происходит с помощью портала Госуслуг, но далеко не всем понятно, как это работает.

— Есть сложности, особенно у пожилых людей, — считает председатель правления Национальной ассоциации специалистов по развитию телемедицины. — Мы рекомендуем ввести облегченный доступ через номер мобильного телефона, так как сим-карты выдаются по паспорту, и это достаточно надежный способ, чтобы идентифицировать человека при оказании услуги.

Также среди рекомендаций: разрешить дистанционное оформление больничного листа и исключить обязательное при оказании телемедицинских услуг требование — врач должен находиться на рабочем месте.

— Сейчас, допустим, врачу-гинекологу, чтобы провести консультацию дистанционно, де-факто нужно сидеть в помещении клиники, в сертифицированном кабинете со смотровым креслом, — говорит Иван Картовицкий. — Возможность проводить телемедицинские консультации с удобного места (по крайней мере текстовые или аудио) существенно помогла бы, с одной стороны, повысить количество врачей, которые могут быть доступны в рамках телемедицинских услуг, а с другой стороны, оптимизировала бы затраты сервисов на оказание таких услуг.

— Мы в «Доктор на работе» проводили исследование среди 550 тыс. врачей, зарегистрированных на платформе, и выяснили, что 60–70% врачей так или иначе поддерживают связь с пациентами, которых они лечат. Телемедицина всегда присутствовала (врач дает свой e-mail, номер телефона), только она была в «сером поле». Проблема в том, что врач за это не получает денег и де-факто делает это нелегально.

Учитывая, что сейчас активно обсуждается законопроект об онлайн-продаже лекарств, по словам эксперта, и в этой части телемедицина была бы незаменимой.

— Сейчас пациенту никто не может подсказать, какое конкретное лекарство нужно принимать, в каких дозах, а телемедицина бы с этим справилась, — говорит Иван Картовицкий. — Как это работает в США? Пациент звонит своему врачу. Врач убеждается, что нет угрозы жизни, и ставит предварительный диагноз, назначает лечение и выписывает электронный рецепт, который можно использовать в том числе при заказе лекарств из аптеки. По такому сценарию происходит большинство обращений, особенно связанных с простудными заболеваниями.

При возникновении сомнений врач всегда посоветует пациенту обратиться за личной консультацией или даже вызвать скорую помощь.

— Но чаще он порекомендует пациенту соблюдать постельный режим, назначит лечение, выпишет препараты и подробно расскажет об особенностях течения болезни, потенциальных осложнениях и возможных побочных явлениях. Таким образом, оказывается полноценная медицинская услуга, приносящая реальную пользу пациенту, — поясняет эксперт. — Пациент, получив такую консультацию, начинает лечение, и если чувствует ухудшение, то снова обращается к своему врачу. Специалист уже на основании новой полученной информации может рекомендовать очный прием или вызов скорой.

Читайте также:

Смотрите наши видео:

Контент недоступен

 

Информация предоставляется в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. При первых признаках заболевания обращайтесь к врачу.