«Токсичные» руководители — особый вид офисной живности, не просто отравляющий жизнь, но иногда и попросту мешающий вашей работе своей неуравновешенностью, вспыльчивостью, приверженностью к какой-либо «высокой» идее, понятной только им одним. Остальные подчиненные вынуждены соглашаться, терпеть придирки и лавировать изо всех сил.
Как распознать токсичного босса
Токсичные боссы, как правило, харизматичны и на все 100% очаровательны при первом знакомстве. Однако через какое-то время маска доброжелательности слетает, и подчиненный сталкивается с постоянными намеками на некомпетентность. Причем иногда в самой жесткой форме.
Еще один признак — невероятная самоуверенность, которая граничит с нарциссизмом. Идея, что незаменимых людей не существует, — как раз из этого сериала. А выходить он будет ежедневно под названием «Я — душа и совесть коллектива, а вы — нет».
Способность и желание рисковать (проще говоря, идти напролом) — еще одно качество, благодаря которому токсичные руководители делают карьеру. Кстати, речь здесь не всегда о честных методах.
Интриги и скандалы — предпочтительные и понятные способы достижения целей.
Токсичный руководитель опасен тем, что он профессионально создает невыносимую рабочую атмосферу, погружает своих подчиненных в атмосферу постоянного стресса и морального давления, что, в конце концов, наносит ущерб вашей самооценке, психологическому состоянию и отражается на жизни за пределами офиса.
Столкновение: начало
Если вы столкнулись с токсичным начальником, нужно решить для себя: вступаете ли вы в открытое противостояние или, что называется, прогибаетесь (в рамках разумного, конечно). Открытая конфронтация предполагает более стрессовый вариант, ведь воевать придется не только с боссом, но и с его командой. Поэтому, прежде чем идти на баррикады, будет неплохо заручиться поддержкой коллектива и выстроить отношения с вышестоящим начальством. Чувствительным натурам за такое браться точно не стоит.
Второй вариант поведения — отсутствие контрнаступления, но максимально возможная защита, которая будет проработана четко и без лишних эмоций.
Общению с токсичными боссами придется учиться. Вот несколько советов.
Подготовьтесь к обороне
Даже самый монструозный начальник — где-то в глубине души человек. Понаблюдайте за ним: как он разговаривает, на что реагирует наиболее агрессивно, какие у него привычки (кроме как доводить людей до исступления). Такое пристальное изучение может помочь вам правильно подготовиться к отражению удара.
Его бесят новомодные слова? Исключите их из своей речи, когда разговариваете с ним. Он помешан на чистоте на рабочем месте? Уберитесь на столе к его приходу, чтобы лишний раз не давать повода для замечания.
Проанализируйте, как именно он принимает решения, когда лучше к нему подойти с вопросом, чтобы не обрушить на себя лавину гнева. Помните: переубедить его вы не можете, даже если за вами здравый смысл — подобные люди не признают свою неправоту. Ваша задача — продумать линию своего поведения с учетом определенных условий.
Нарастите панцирь
Главное оружие токсичного шефа — эмоции. Приучите себя не реагировать на его замечания и не позволяйте, чтобы ваша самооценка страдала. На таком запугивании и построен весь механизм его поведения: унизить, уничтожить, запугать, подчинить. Разберитесь со своими эмоциями: их нужно не подавлять, а прорабатывать. Каждый день подвергайте критическому анализу все негативные мысли, отметьте, что именно вас обижает больше всего, и о чем надо забыть, чтобы оставаться спокойным и невозмутимым.
Не косячьте
Никто не идеален, но не давайте очевидных поводов к придиркам. Будьте максимально компетентны, дисциплинированы, выполняйте работу хорошо. Чем меньше косяков — тем больше вероятность, что грозовые тучи унесет ветром к кому-то другому.
Тренируйте гибкость
Не в том смысле, что токсичному шефу нужно угодить (обычно это невозможно), но научиться общаться с таким человеком будет полезно для вашей дальнейшей карьеры. Токсичные люди в бизнесе — не такая уж и редкость.
Не позволяйте себе унижаться, но и не будет лишним иногда сделать больше, чем от вас требуют: ради себя и повышения своей собственной компетентности.
Профессиональная коммуникация — единственный язык, который может воспринимать ваш начальник. Цифры, графики, аналитика — вот ваш постоянный набор инструментов общения, а вовсе не фразы типа: «Ну, я думаю». Вы не должны думать, вы должны знать. И знать наверняка. Становитесь профессионалом быстрее, чем того требует ситуация, так вы получите возможность выбирать себе работу и руководителя.
Что означают полоски на тюбике зубной пасты? Раскрываем секрет