Возможно ли жить в череде взлетов и падений на «американских горках» настроения, как близким определить, что человеку нужна помощь, и чего стоит опасаться? Об этом мы говорим с Марией Пушкиной – переводчиком и автором статей о биполярном расстройстве, основателем ассоциации взаимопомощи людей с БАР, автором книги «Биполярники». Сейчас готовится к выходу в свет вторая книга Марии – «Пособие по выживанию с биполярным расстройством».
Биполярное аффективное расстройство (БАР) – психическое заболевание, которое проявляется в чередовании эпизодов повышенного и пониженного настроения и уровней активности. Фазы могут быть выражены с разной силой, проявляться в разном порядке и длиться от нескольких дней до нескольких месяцев. Основные фазы биполярного расстройства: депрессия (период сниженного настроения без наличия видимых причин), мания (период повышенной активности, энергичности, общительности, оптимизма, не свойственных данному человеку в норме), смешанное состояние – проявляется или быстрой сменой (за несколько часов) депрессии и мании, или наличием одновременно признаков и мании, и депрессии.
Все прекрасно, пока не увезут на скорой
– Существуют ситуации, когда «биполярники» отказываются обращаться за помощью, потому что в активные периоды они успевают столько, сколько никто не успевает в нормальном состоянии. Почему это опасно?
– Да, такое может быть.
Среди творческих людей довольно много тех, кто более-менее уживается и с депрессией, и с БАР. Это те, у кого нет четких графиков работы, нескольких детей, которых надо содержать, ипотек. Но людям свойственно переоценивать свои способности и очень долго делать вид, что у них все прекрасно. Пока их на скорой не увезут.
Подход «я такой творческий, столько всего успеваю» довольно опасен. Человек начинает думать, что он должен быть всегда таким, какой он в мании, – суперпродуктивным, супертворческим. Физически это невозможно, у организма нет таких ресурсов. Человек берет у самого себя кредит энергии в долг. В итоге чем дольше он развивал бурную деятельность – тем больше времени проведет в депрессии.
При обращении к психотерапевту им очень свойственна такая речь: «Вообще-то у меня все хорошо, тысяча дел, вот только почему-то бывает очень грустно. Скажите, можно ли как-то убрать грустные периоды из моей жизни?»
– Но именно такие настроения витают в воздухе в наше время: успевать как можно больше, карьера и реализация – самое главное в жизни, разве это не правильно?
– Да, современное общество требует постоянного функционирования в повышенном темпе. Всегда позитив, всегда активность, успехи, постоянный карьерный рост. Но это недоступно большому количеству людей. У всех творческих людей, которые решают 1000 и 1 задачу, всегда есть обратная сторона. Им тяжело, их многое раздражает, некоторые (периодами) совсем жить не хотят. Обычно люди просто не показывают этого.
– Существует ли условная зона нормы, от которой можно оттолкнуться?
– Есть требования человека к самому себе, есть требования общества, есть разные психологические школы. В каждом случае нормы будут различаться.
– Что может служить сигналом, что человеку нужна помощь?
– Есть объективные критерии, когда нужна помощь: человек становится опасен для себя (попытки суицида) или окружающих (агрессия без причины). Близкие могут заметить разные виды деструктивного поведения. Например, человек начинает игнорировать правила вождения и носиться на бешеных скоростях. Или участвовать в рискованных мероприятиях. Частый случай – мания с кредитами. Люди берут бесконечное количество кредитов, уезжают в путешествия. Потом мания проходит, а долги остаются, сил нет, расплатиться невозможно. Но по мнению близких в любом случае нельзя ставить диагноз, это должен делать специалист.
Семь культовых киногероев с психическим расстройством:
Пособие по выживанию
– Как вы написали первую книгу?
– Когда мне был поставлен диагноз, в 2015 году, я начала искать информацию – и поняла, что адекватной достоверной информации на русском языке практически нет. Четыре года назад это еще не было модной темой, ее не обсуждали в российском шоу-бизнесе. Я стала потихоньку собирать информацию. Сначала для себя, потом решила, что собранным надо делиться, и создала группы в соцсетях. Затем познакомилась с девушкой, которая создала сайт о биполярном расстройстве. Мы стали размещать там информацию, переводили статьи и свежие исследования. Я читала очень много пособий на английском, их десятки!
На меня произвела впечатление фотография, которую мне прислала знакомая из США: целая полка книг о БАР в отделе психологической литературы книжного магазина. А у нас — пара учебников по психиатрии для медиков, и все.
Постепенно материалы накапливались, так появилась книга «Биполярники» – в ней собраны личные истории людей с БАР и небольшой ликбез о биполярном расстройстве, его диагностике и лечении. В начале следующего года выходит «Пособие по выживанию с биполярным расстройством» – там собраны важные сведения для понимания себя и своей ситуации.
– Как отличить биполярное расстройство от простой смены настроения?
Если у человека очень часто меняется состояние из крайности в крайность, то это может быть не БАР, а расстройство личности. При нем выводят из равновесия конкретные ситуации. Например, что-то не то произошло – настроение ниже плинтуса, самооценка сразу упала, а при успехе – сразу чувствует себя прекрасно. А при БАР на смену состояний внешние события влияют мало. В фильме «Меланхолия» очень хорошо показан пример характерной для биполярников депрессии: свадьба, триста гостей, но хочется думать только о конце света. Иногда даже врачи не различают БАР и расстройства личности. Но лечение отличается! Если человек может вспомнить, из-за чего каждый раз меняется настроение, какие ситуации вызывают эти перемены, а при изменении ситуации его настроение возвращается в норму, – то, скорее всего, это не БАР.
Еще один признак БАР – сильное влияние ритмов, биологических часов. Если человек долгое время не высыпается – у него может переключиться фаза. Также она может поменяться, если сменились сезоны, весна пришла, например, или он уехал в путешествие на другой конец света.
– Можно ли с помощью анализов определить, в каком состоянии находится человек?
– На физиологическом уровне БАР – это нарушение обмена нейромедиаторов, гормонов, которые определяют настроение и состояние. Поставить этот диагноз по физическим обследованиям невозможно, психиатрия пока находится на далекой от совершенства стадии. Основной метод постановки диагноза – беседа с психиатром и соотнесение того, что с вами происходит, с критериями расстройства. Один психиатр может увидеть БАР, а другой может не увидеть, это вопрос образования и опыта врача.
– Каковы основные методы лечения?
– Индивидуально подобранная комбинация и дозировка медикаментов. Принимать их необходимо как минимум несколько месяцев, во многих случаях – на протяжении всей жизни. Врачи используют комбинацию следующих препаратов: стабилизаторы настроения (нормотимики), антипсихотики (нейролептики) и антидепрессанты. Иногда к ним добавляют еще транквилизаторы (анксиолитики, противотревожные средства).
– Часто женщины замечают, что у них расстройство, будучи беременными или кормящими. Есть мнение, что таблетки вредны…
– С женщинами действительно нужно быть деликатнее. Но есть препараты, которые разрешены и в этом состоянии. Это миф, что вредны все препараты. Гораздо вреднее бесконечно кататься на «американских горках» и расшатывать нервную систему себе и ребенку.
– Как отличается отношение к биполярному расстройству в России и в Европе?
– У нас очень мало специалистов, которые понимают, что это такое. Советская школа психиатрии оказала огромное влияние на то, что сейчас есть. Тогда существовал один диагноз для большинства расстройств – шизофрения. И это, к сожалению, до сих пор остается. Пожилые мэтры учат студентов, передают эти странные представления. Поэтому есть риск, если у вас биполярное расстройство с психотическими проявлениями, что вам поставят диагноз «шизофрения». Это плохо, потому что препараты от шизофрении могут ухудшить состояние человека с БАР.
– Собираете ли вы внутри сообщества «Биполярники» базу врачей?
– Мы собираем контакты проверенных врачей в нашей группе «ВКонтакте». По всей России, конечно, трудно составить. Людям в маленьких городах есть смысл ехать в региональный центр, чтобы найти адекватного врача.
Подобные диагнозы ставят и звездам:
Предупреждаю: у меня БАР
– Одним из ключевых факторов возникновения заболевания является наследственность. Могут ли родители что-то сделать, предотвратить?
– Если один из родителей болен, шансов быть здоровым больше, чем унаследовать заболевание. Развитие БАР зависит не только от лечения и врачей, а и от образа жизни. Главный принцип: больше порядка, меньше хаоса. Очень важно, в какой среде дети растут. При биполярном расстройстве в большинстве случаев есть и какие-то другие нарушения психики. Например, тревожные расстройства, расстройства личности. Стабильные условия жизни способствуют тому, чтобы ничего дополнительно не добавилось. Если ребенок растет у спокойных уравновешенных родителей – то, скорее всего, у него симптомы появятся позже. Чем позже появляются симптомы – тем благоприятнее для дальнейшего течения. Самые тяжелые случаи – те, что проявляются уже в детстве, но это бывает редко. Обычно БАР проявляется в подростковые годы. Либо в другие периоды, связанные с гормональной перестройкой, например, в беременность и после рождения детей, иногда так действует менопауза.
– Какие могут быть конкретные правила поведения в семье, где есть риск возникновения БАР?
Можно назвать пять полезных привычек биполярника:
- Здоровый сон и четкий режим дня – обязателен спокойный сон в темное время суток, не меньше 7 часов каждую ночь.
- Забота о здоровье – следите за состоянием здоровья, как душевного, так и физического, вовремя обращайтесь к врачу, если что-то беспокоит.
- Физическая активность – находите время для умеренных физических упражнений или прогулок на свежем воздухе каждый день.
- Полноценное питание – ешьте 3-4 раза в день полноценные блюда из полезных продуктов, откажитесь от «пищевого мусора».
- Позитивное общение – в любом состоянии поддерживайте связь с друзьями и родными, которые вас поддерживают и понимают. Сократите и формализуйте общение с теми людьми, которые провоцируют конфликты и отнимают силы.
– Можно ли научиться «держаться на плаву», перебираясь «с волны на волну»? Вовремя распознавать признаки мании или депрессии и предотвращать дальнейшее развитие?
При возникновении легкой депрессии тоже самое хорошее средство – отдых. Нужно сбавлять обороты, отменять ряд встреч, восстанавливаться. Еще важно соблюдать баланс между отдыхом и активностью: есть риск уйти в изоляцию. Залечь в кроватке, оборвать все связи и никуда не выходить.
Нужно поддерживать организующую активность – выходить из дома каждый день на учебу/работу, общаться с людьми, которые тебя поддерживают. Абсолютно постельный режим очень вреден при депрессии, он ее лишь усиливает.
– Как, учитывая свои особенности, выстраивать отношения с близкими? Нужно ли предупреждать о том, что у тебя БАР?
– Конечно, лучше предупредить и объяснить, что это такое. Практически у каждого человека есть хронические заболевания, которые требуют внимания и ограничений, но это не значит, что такие люди не могут создать близкие отношения и семью. Тут важен поиск баланса.
Теплые, поддерживающие отношения на самом деле очень важны для людей с БАР, они создают в жизни опору, дают ощущение стабильности, которого не хватает. Как сказал мне один врач, «ваш муж – ваш нормотимик». И я многих знаю людей (почему-то больше девушек), которых очень поддерживают их партнеры, они вместе преодолевают трудности. Мужчин с БАР, конечно, тоже поддерживают, но, к сожалению, они реже, чем девушки, это ценят – уходят во время приступов в выпивку, сомнительные знакомства, какие-то еще авантюры.
– А как решиться на ребенка? Что нужно учитывать, чтобы рождение детей не вызвало обострения?
– Если в семье БАР только у одного человека, риск, что дети унаследуют заболевание, невысок. Чтобы планировать беременность, нужно дождаться более-менее стабильного периода в жизни, заранее подобрать схему лечения, по возможности сократить стрессы (они способны расшатать состояние). На время беременности от таблеток можно отказаться, но если начнется ухудшение, их придется вернуть.
Кроме акушера-гинеколога, нужно найти психиатра, готового искать индивидуальный подход, и наблюдаться у него всю беременность и первый год жизни ребенка (самое опасное время для обострений). Еще важно заручиться поддержкой мужа или родственников, если маме нужно будет лечиться и она какое-то время не сможет выполнять свои обязанности. Многие молодые мамы терпят до последнего, боятся признаться кому-то, что они не справляются, и в какой-то момент это может стать опасно и для них, и для ребенка.
– Что могут сделать близкие для поддержки? Как выразить понимание, а не добавить масла в огонь?
– В основном у близких есть две крайности. Первая – замучить гиперопекой. Биполярники очень свободолюбивы, и в этом случае включается сопротивление, возникают постоянные ссоры. Это очень плохой сценарий. Любой бурный конфликт способен запустить эпизод болезни. Другая крайность – говорить, что ничего нет. На таких близких нельзя положиться.
Есть хорошая практика – «кризисный план». В нормальном состоянии с близким заключается договоренность о том, как выходить из кризиса.
Какому врачу звонить, какие таблетки пить, как поддерживать. Но до кризиса лучше не трогать человека.
Например, вы договариваетесь заранее, что если в какой-то момент вы начинаете говорить о суициде или совершать какие-то безумные поступки, вы ложитесь в больницу. Даете близкому человеку контакты клиники и врачей, которым доверяете, чтобы он с ними связался. Или, например, можно договориться с друзьями, чтобы они присмотрели за вашими делами и домашними питомцами, пока вы не способны это делать.
– Как работают группы поддержки биполярников? Эффективен ли формат онлайн-групп?
– Группы поддержки – это глобальная идея, они существуют уже несколько десятков лет. Но по биполярному расстройству группы в России существуют всего 3-4 года. Несколько групп в Москве и Питере, еще в парочке городов. Очные группы дают больше безопасности, но в то же время ты видишь близко страдания людей, и тебя это может сильно ранить. Онлайн-группы, с одной стороны, менее безопасные, а с другой – хороши своей доступностью. В любое время дня и ночи можно написать о своем состоянии и получить поддержку.
Из письма пациента:
«Группа поддержки фактически спасла мне жизнь. Смерть близкого, обострение БАР. Все развалилось на куски. Настроение менялось по 5-10 раз на дню. Это изматывало, не давало работать и уносило в суицидальные мысли. Как я пришла в группу, даже и не помню. Но впервые в жизни я увидела, что я такая не одна. Что таких, как я, много, и они друг друга поддерживают. Делятся опытом, утешают, подсказывают, радуются успехам. Одна девушка мне порекомендовала врача, который за год вывел меня в ремиссию. Другая рассказала про виды психотерапии. Третья подарила мою первую таблетницу. С кем-то из группы я познакомилась лично и даже подружилась. Никакой критики, оценок, стигмы. Для меня группа стала безопасной гаванью, где я могу пережить кризис и помочь другим. И мне больше не страшно, потому что я теперь не один на один с болезнью». Лана.
Смотрите наши видео: