Результаты исследования, проведенного специалистами по межличностным коммуникациям из Университета штата Огайо (США), опубликованы в журнале Human Communication Research.
Чтобы выяснить, как рождается и распространяется дезинформация, Джейсон Коронел (Jason Coronel) и его коллеги провели два эксперимента с участием 110 добровольцев. В ходе первого эксперимента участникам давали прочитать четыре коротких общественно-политических новости, содержащих статистическую информацию. Цифры в двух из них соответствовали принятым представлениям о том, как обстоят дела в той или иной области, а в остальных шли вразрез со стереотипами, демонстрируя иную картину, чем принято считать.
Затем участников попросили записать по памяти те цифры, которые упоминались в новостях. Оказалось, что все участники демонстрируют одну и ту же модель поведения — в случае, когда статистические данные, представленные в новостях, соответствовали той картине мира, которая имеется у большинства людей в обществе, соотношение между записанными цифрами было верным. А если данные, упомянутые в новости, не соответствовали принятым представлениям, участники с большой долей вероятности непреднамеренно ошибались — в их памяти информация сохранялась пусть в искаженном, но совпадающем с царящими в обществе стереотипами виде.
Второй эксперимент продемонстрировал, как в повседневной жизни эти искажения памяти распространяются и в итоге образуют вал дезинформации.
Для этого участникам предложили сыграть в игру, аналогичную детской игре «испорченный телефон». Первому участнику предоставляют точную статистическую информацию о чем-либо, тот должен записать эти цифры по памяти, а затем пересказать следующему участнику. Тот их запоминает, затем записывает, передает по цепочке дальше и так далее. Если цифры изначально противоречили ожиданиям, искажения информации начинались прямо с первого участника, а затем, по мере передачи, росли как снежный ком, показал эксперимент.
К примеру, первый в цепочке прочитал, что число мексиканских иммигрантов в США за семь лет снизилось примерно на миллион с небольшим, что идет вразрез с принятыми представлениями о ситуации. Первый участник сообщил второму, что число иммигрантов не упало, а выросло на 900 тысяч. В конце цепочки участники рассказывали друг другу, что за семь лет количество иммигрантов возросло почти на пять миллионов человек.
«Люди способны генерировать дезинформацию самостоятельно, они, возможно, делают это непреднамеренно, под влиянием своих предрассудков и предубеждений. А по мере того как они делятся такой сфабрикованной информацией с другими, проблема нарастает», — отметил Коронел.
«Нужно понимать, что такие внутренние источники фейковых новостей могут быть столь же, или даже более значительными, чем внешние, — добавила Шэннон Поулсен (Shannon Poulsen), соавтор Коронела. — В конце концов, с нашими предрассудками мы живем каждый день, а с фейковыми новостями, пришедшими из внешних ресурсов, сталкиваемся лишь от случая к случаю».
Читайте также:
Смотрите наши видео