Страшные сны оказались полезными

Они готовят нас к встрече с опасностями в реальной жизни.
Плохие сны
Источник: Freepik.com/CC0

Результаты исследования, проведенного специалистами из Женевского университета (Швейцария) и университетской клиники, опубликованы в журнале Human Brain Mapping.

Исследователи провели два эксперимента с участием группы добровольцев. В ходе первого из них, в котором было задействовано 18 человек, участникам было предложено провести ночь в лаборатории. Прежде чем люди легли спать, к черепу каждого из них были подсоединены электроды, что позволяло ученым наблюдать с помощью метода электроэнцефалографии (ЭЭГ) за изменением электрической активности различных областей головного мозга во сне. За ночь участников несколько раз будили и задавали ряд вопросов по поводу того, снилось ли им что-нибудь, и если да, то испытывали ли они при этом страх.  

В результате было выявлено два региона мозга, которые отвечают за чувство страха во время сна, — островок Рейля (островковая доля) и передняя поясная кора. Известно, что в состоянии бодрствования островковая доля играет ключевую роль в процессе превращения сигналов, поступающих из разных отделов организма, в эмоции. Островок Рейля автоматически активизируется, когда нам страшно. Передняя поясная кора отвечает за двигательные и поведенческие реакции в угрожающей ситуации.

«Нам впервые удалось не только установить, что происходит в мозге, когда нам снятся страшные сны, но и выяснить, что во сне и во время бодрствования за ощущение страха отвечают одни и те же участки мозга», — отметил ведущий автор Лампрос Перогамврос (Lampros Perogamvros).

Затем исследователи решили изучить, существует ли связь между эмоциями, которые мы испытываем во время страшного сна, и эмоциями, которые мы переживаем в период бодрствования. Для этого 89 человек попросили в течение недели вести «дневник сна» — каждое утро, сразу после просыпания, участникам нужно было вспомнить, что им снилось и какие чувства они при том испытывали.

В конце недели ученые наблюдали за активностью различных отделов головного мозга участников в то время, когда те находились в магнитно-резонансном томографе и им демонстрировали пугающие или же нейтральные изображения.  Оказалось, что чем больше страшных снов снилось участникам, тем ниже была активность их островковой доли, поясной коры и еще одного региона мозга, связанного с эмоциями, миндалины, в ответ на страшные картинки.

Таким образом, сделали вывод ученые, во сне происходит симулирование пугающих, опасных ситуаций, с тем чтобы в состоянии бодрствования реакция на них была более эффективной. «Страшные сны можно рассматривать как настоящий тренажер, который готовит нас к встрече с реальной угрозой», — объяснил Перогамврос.

В дальнейшем он и его коллеги планируют заняться ночными кошмарами, потому что, в отличие от страшных снов, где уровень страха все же умеренный, когда снится кошмар, человеку так страшно, что он просыпается. Кроме того, приснившийся ночной кошмар негативно влияет на психологическое состояние в течение всего дня. «Мы уверены, что если некое пороговое значение уровня страха во сне превышено, такой сон теряет свою благотворную роль эмоционального регулятора», — пояснил Перогамврос.

Информация предоставляется в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. При первых признаках заболевания обращайтесь к врачу.