13 сентября стало известно, что у актрисы Анастасии Заворотнюк начался отек мозга на фоне онкологического заболевания (опухоль мозга в продвинутой стадии); позже появилась информация, что актрисе подключили аппарат ИВЛ. Сообщалось, что у Заворотнюк тот же диагноз, что был у Жанны Фриске, а также, что последние недели актрису безрезультатно лечили в европейской клинике. Представители Заворотнюк отрицают болезнь актрисы. В частности ее концертный директор Стас Христов опроверг информацию о госпитализации.
Буквально на днях прооперировали Александра Розенбаума, и он уже дал первое после госпитализации интервью, подчеркнув, что жалеть его не следует.
Одна из самых больших проблем в борьбе с тяжелыми болезнями – это их стигматизация. Каждому известно, что лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным, но общество в этом аспекте часто перегибает палку, и получается, что бедным и больным быть не просто плохо, а еще и стыдно.
Ситуация постепенно меняется в лучшую сторону, и не последнюю роль в этом играют знаменитости, которые все чаще и чаще говорят о своих заболеваниях открыто. Если раньше они старались скрывать информацию о своем здоровье, опасаясь потерять любовь поклонников, то сейчас многие, напротив, стараются сами рассказывать о своих проблемах – и получают при этом мощную поддержку.
Пожалуй, самой громкой историей была история Жанны Фриске, и, может быть, именно она повернула махину общественного мнения к принятию чужих болезней. Полтора года певица боролась с опухолью головного мозга практически в прямом эфире – за ходом лечения следила вся страна. К сожалению, рак оказался сильнее, но благодаря диагнозу Жанны Фриске многие задумались о своем здоровье и здоровье своих близких – ведь когда об этом говорят со всех экранов, поневоле задумаешься. Рак также унес жизни Александра Абдулова, Любови Полищук, Олега Янковского, Ильи Олейникова.
Это все не значит, что рак нельзя победить. Это удалось многим российским знаменитостям, и те из них, кто прошел через лечение, уверены, что сдаваться нельзя. Так, например, известному телеведущему Владимиру Познеру диагноз поставили в 1993 году. Ему на тот момент было 59 лет. Сейчас – уже 85, он справился с болезнью, а в 2013 году стал послом международной организации «Вместе против рака» и поддерживает тех, кто еще борется. В 1990-х же годах рак перенес и Эммануил Виторган. В 2016 году диагноз поставили Валентину Юдашкину. Бывшая солистка группы «Тату» Юлия Волкова также не понаслышке знает, что такое онкологическая болезнь. Андрей Гайдулян, сыгравший главную роль в сериале «Универ», лечился в Германии, когда у него обнаружили лимфому, и не скрывал этого от поклонников. Писательница Дарья Донцова победила рак молочной железы и уже давно стала знаковой для России фигурой в этом смысле.
Ключевое во всем этом – то, что о болезнях, особенно о раке, наконец-то начали говорить. Это больше не какая-то страшилка, не монстр под кроватью, от которого можно спрятаться под одеяло, не то, что случается с кем-то там, кто ведет себя неправильно, – это всего лишь болезнь, которая лечится, долго, дорого, но во многих случаях вполне успешно. Именно это в последние годы транслируют звезды, и странно было бы отрицать, что они не имеют влияния на мнение общества. Вслед за звездами от стадии отрицания к стадии принятия переходят и «обычные» пациенты. Стигма понемногу растворяется, о раке больше не молчат, а это и есть первый шаг к решению проблемы – признать ее существование. Вы слышите или читаете: у такого-то рак, симптомы такие-то. «О, — думаете вы, — а не провериться ли и мне?» И таки доходите до врача. С большой вероятностью выясняется, что вы просто мнительны, и все у вас в порядке. К сожалению, у кого-то все же обнаруживаются проблемы, и если он пошел проверяться из-за телепередачи или статьи в интернете – значит, вся шумиха и неподтвержденные слухи о предполагаемых болезнях знаменитостей полезны.
Рак не заразен, болеть им не стыдно, болеть в принципе не стыдно, болеть и лечиться – совершенно законно и нормально, принятие этой мысли – очередной шаг развития общества, в котором ценен каждый человек.
И еще: во время подготовки этого материала стало известно, что немецкий гонщик Михаэль Шумахер доставлен в парижскую больницу Жоржа Помпиду для экспериментального лечения стволовыми клетками. Ранее не раз сообщалось, что гонщик находится в сознании, узнает родных и не прикован к кровати, как думают многие. Его история заставляет верить, что безнадежных случаев со временем будет все меньше.
О том, как защитить от онкологических болезней себя и родственников, читайте в нашем специальном проекте.