Разнообразные сценарии обучения помогают улучшить когнитивные способности и помогают в обучении больше, чем повторение и «зубрежка». К такому выводу пришли ученые из Иллинойского университета в Урбане-Шампейне. В частности, такой способ обучения зарекомендовал себя среди пожилых людей. Об этом сообщает портал Medical Xpress.
Обучение в разных контекстах, в разном эмоциональном состоянии и даже в разных местах оказалось эффективнее, чем повторение. Ученые уже делали подобные предположения, наблюдая за тем, как разнообразные тренировки повышают результаты в спорте и в академической сфере.
Например, при обучении игре на фортепиано стоит упражняться в разных условиях: голодным, уставшим, в хорошем и в плохом настроении. Одна из авторов исследования, Элизабет Стайн-Морроу, в свою очередь отметила, что спортсмены мирового класса в детстве чаще всего занимались несколькими видами спорта. То же касается и нобелевских лауреатов: в начале научной карьеры они чаще всего были увлечены несколькими сферами и не сосредотачивались на одном.
Чтобы доказать это, исследователи провели ряд экспериментов. Они сфокусировались на «рабочей памяти» — способности держать информацию в уме при выполнении других задач. Сообщается, что эта когнитивная функция отвечает за принятие решений и способность выполнять сложные задачи. По мере старения у людей эта способность часто снижается, поэтому участниками исследования стали пожилые люди в возрасте 60-87 лет.
Участникам предложили прочитать и осмыслить серию логичных и нелогичных предложений (например, «Головной убор, который носят монархи, называется короной» или «Животное с оранжевыми и черными полосами — это зебра»), каждое из которых сочеталось с буквой алфавита. Затем в течение месяца люди выполняли различные задания, направленные на развитие рабочей памяти. Те, кто использовал разные практики в обучении, показали больший прогресс по сравнению с теми, кто выполнял однотипные задания.
«Смешанная практика напрямую не приводила к повышению производительности. Она приводила к лучшему обучению. Эта группа медленнее всех справлялась с заданием на объем чтения, но в конечном итоге они достигли лучшего результата», — отметила Стайн-Морроу.