Эпоха многозадачности
Наш высокотехнологичный мир оказался одновременно благословением и проклятием. Хотя, с одной стороны, информация или люди стали доступны нам где угодно и в любое время, с другой стороны, наше внимание постоянно отвлекается на сложную технологическую среду с одновременным воздействием на разные органы чувств. <…>
Когда Ларри Розен слышит фортепианный аккорд на своем iPhone, он понимает, что звонит его жена или один из его четырех детей, и сразу же берет трубку. Как сказал бы Б.Ф. Скиннер, он получает постоянное положительное подкрепление, так как почти всегда испытывает приятные эмоции от разговора с ними. С другой стороны, некоторым людям в его списке контактов соответствует «тревожный» рингтон, что вызывает совершенно противоположную висцеральную реакцию, и он тянется к кнопке «игнорировать вызов».
Технологии продолжают находить способы привлечения нашего внимания, потому что это увеличивает число подписчиков, а прирост аудитории приносит деньги. Когда вы смотрите на свой iPhone, то видите маленькие красные кружки, указывающие на то, что ждет вашего внимания: четыре непрочитанных электронных сообщения, десять уведомлений на Facebook и такое количество напоминаний, что ваш ум теряется в возможностях выбора. То же самое делают планшет и ноутбук, которые дразнят вас цифровыми уведомлениями о непрочитанных сообщениях. Мигающие иконки уведомляют вас о необходимости резервного копирования компьютерных файлов… и так далее.
Информационная многозадачность <…> дополняется неспособностью мозга выполнять две задачи одновременно: вместо этого он быстро переключается с одной задачи на другую.
Многозадачность проявляется во всех аспектах нашей среды обитания, включая домашнюю обстановку, школу, работу и свободное время. И это не ограничивается молодым поколением.
Смена задач 27 раз в час
В недавнем исследовании участвовали как молодые, так и пожилые люди, носившие биометрические пояса с вмонтированными камерами, фиксировавшими более 300 часов их жизни на отдыхе. В то время как молодые люди переключались с одной задачи на другую 27 раз в час (примерно раз в две минуты), пожилые люди не так уж и отставали в переключении своего внимания — 17–18 раз в час, или каждые три-четыре минуты. Бывший руководитель Microsoft Линда Стоун назвала это «непрерывным частичным вниманием». Каждый из нас постоянно переключается между задачами, и чем чаще мы это делаем, тем более разрушаем нашу деятельность в реальном мире.
Если вы не наблюдаете за компьютером, смартфоном и другими устройствами одного человека, то трудно понять, как часто они переключаются между задачами. Однако в нескольких исследованиях были применены инструменты для оценки переключения между задачами в реальном мире. К примеру, в лаборатории Розена недавно наблюдали молодых людей: от учеников средней школы до студентов колледжа, в течение пятнадцати минут занимавшихся учебой в том месте, где они обычно это делают.
Поразительно, но ученики не могли сосредоточиться больше чем на три-пять минут, даже если им давали очень важное задание и говорили об этом.
Это исследование дублировало работу Глории Марк и ее коллег в Калифорнийском университете, которые отметили, что работники сферы IT тоже легко и часто отвлекаются.
Другие исследователи просили людей вести подробные отчеты о своем ежедневном использовании информационных ресурсов и продуктов высоких технологий; в одном исследовании, где участвовали 3048 голландских подростков и взрослых людей разного возраста, было установлено, что люди любого возраста по крайней мере четверть времени решают несколько задач одновременно (подростки занимались двумя делами одновременно в 32% случаев от времени бодрствования), хотя самые распространенные сочетания занятий отличались друг от друга.
Если подростки от 13 до 16 лет предпочитали совмещать прослушивание музыки с интернетом, социальными сетями или просмотром онлайн-видео, то молодые люди от 25 до 29 лет предпочитали совмещать электронную почту с просмотром телевизора и посещением веб-сайтов, а люди старшего поколения, от 50 до 65 лет, предпочитали более традиционные сочетания, такие как электронная почта и радио или посещение сайтов и телевизор.
Другие исследования подтвердили и расширили эти результаты; например, исследование лаборатории Розена показало, что когда представителей молодого поколения спрашивали, легко или трудно им совмещать разные задачи, они отвечали, что в большинстве случаев это не составляет труда, в то время как люди старшего поколения полагали, что можно без труда сочетать только хорошо знакомые занятия.
Новый тип чтения
Интересный аспект этой склонности к совмещению задач состоит в том, что мы как будто утратили способность выполнять только одну задачу за один раз. Оглядитесь по сторонам в ресторане, посмотрите на людей, гуляющих по городской улице, обратите внимание на людей, ждущих в очереди в кино или театр, и вы увидите, как они быстро перебирают пальцами.
Мы ведем себя так, как будто нам больше не интересно, как будто мы утратили способность стоять спокойно и просто ничего не делать.
Нас больше интересуют люди, с которыми мы можем связаться через наши устройства, чем те, кто находится прямо перед нами. И, что важнее всего, возможно, мы утратили способность оставаться наедине со своими мыслями.
Лаборатория Розена изучала этот феномен в течение последних десяти лет, и мы убедились в растущей тенденции частоты использования мобильных устройств у разных поколений. Подавляющее большинство молодых людей проверяет свои смартфоны каждые пятнадцать минут, и трое из четырех молодых людей спят с включенными смартфонами поблизости, чтобы не пропустить ночной вызов. В то время как типичный студент колледжа в среднем владеет семью высокотехнологичными устройствами, старшие взрослые недалеко отстают от этого показателя.
Если раньше мы читали, то теперь скользим взглядом по тексту. Если раньше мы писали, то теперь пользуемся укороченными фрагментами для передачи мыслей. Написать письмо? Гораздо проще отправить краткое текстовое сообщение или уведомление по электронной почте. При появлении сервиса Twitter мы качали головами и говорили, что нельзя уместить связную мысль «только» в 140 знаков. Теперь это выглядит нормальным и вписывается в наш стиль жизни.
Когда вы в последний раз читали книгу, длинную статью, что угодно объемом более двух страниц, — не отвлекаясь на ваш смартфон, браузер или телевизор, бурчащий на заднем плане? Исследования движения глаз показывают, что когда мы читаем веб-страницу или любой тест на экране, то делаем это не так, как в том случае, когда мы читаем книгу. Вместо того, чтобы переходить от слова к слову в последовательных строчках, движения глаз образуют подобие буквы F, когда мы читаем левую и правую сторону страницы с коротким проникновением в текст где-то посередине, а не всю страницу подряд. Добавьте к этому гиперссылки, рекламные объявления, видеовставки, зоны прокрутки и другие отвлекающие факторы… неудивительно, что мы можем сосредоточиться не больше, чем на несколько минут.
Мы чрезвычайно нетерпеливы, и вы можете подтвердить это, наблюдая за группой людей, проверяющих свои смартфоны каждые 3-5 минут независимо от того, с кем они и чем они занимаются в данное время.
Пользователи не хотят ждать
Недавнее совместное исследование Массачусетского университета в Амхерсте и Akamai Technologies продемонстрировало нашу общую неусидчивость, собрав данные с серверов о 23 миллионах просмотров видео онлайн. Данные показали, что средний зритель отказывается от просмотра, если загрузка занимает более двух секунд, а еще 6% зрителей кликают на что-нибудь еще каждую дополнительную секунду буферизации.
Судя по этим данным, даже десятисекундная задержка перед началом видео побуждает почти две трети зрителей покинуть текущую страницу ради других источников информации. Эти количественные данные, собранные без ведома пользователей, подтверждают опросы и экспериментальные данные о том, что получило первоначальное название «правила четырех секунд», описывающее время, в течение которого онлайн-покупатель покидает сайт, если он не загружается.
Новые исследования позволяют предположить, что «правило четырех секунд» на самом деле ближе к «двухсекундному правилу» или даже к «правилу 400 миллисекунд», что указывает на крайнюю нетерпеливость и желание обратиться к новой информации, если запрос не удовлетворяется мгновенно. <…>
Четыре поколения и многозадачность
В недавней статье была описана концепция повседневной медийной многозадачности, подразумевающая переключение между задачами в обычной деятельности. Один из интересных аспектов имеет отношение к восприятию того, как сложно или легко выполнять параллельные задачи.
Лаборатория Розена установила общее для нескольких поколений согласие в том, какие задачи проще или труднее выполнять вместе. К примеру, представители всех поколений отметили, что трудно совмещать видеоигры с другими технологическими занятиями.
Представители более молодых поколений (сравнивали поколение «бэби-бумеров» (рожденных между 1946 и 1964 годом) с «поколением X» (1965—1979) и «сетевым поколением» (1980—1989) гораздо чаще считали легким делом одновременное выполнение нескольких задач, чем их родители.
К примеру, лишь 39% «бэби-бумеров» считали легкой задачей одновременную проверку электронной почты и обмен текстовыми сообщениями по телефону, в то время как среди представителей «поколения X» и «сетевого поколения» эта доля составляла 63% и 81% соответственно. Такая закономерность наблюдалась практически для всех сочетаний комбинированных технологичных задач.
Первое исследование со сравнением легкости или сложности повседневной многозадачности было проведено в 2008 году. В 2014 году лаборатория Розена воспроизвела исследование с новой выборкой из представителей четырех поколений: «бэби-бумеров», «поколения X», «сетевого поколения» и «поколения Y» (рожденных между 1990 и 1999 годом). Нас интересовало, как представители разных поколений справляются с многозадачностью теперь, шесть лет спустя. Участников спрашивали, пытались ли они комбинировать пары из 66 задач, включая одновременное выполнение двух технологических задач (например, видеоигры и текстовые сообщения), или одной технологической и одной обычной задачи (просмотр интернета во время еды). В целом мы сравнивали девять технологических задач и три обычные задачи (еда, разговор лицом к лицу, чтение для удовольствия).
В 2008 году «бэби-бумеры» пробовали 59% комбинированных задач. В 2014 году эта доля увеличилась до 67%. Представители «поколения X» увеличили свои показатели с 67 до 70%, а рост показателей «сетевого поколения» составил с 75 до 81%. Поразительно, но подростки и молодые люди из «поколения Y» заявляли о попытках сочетания в 87% случаев. Вероятно, в ближайшие годы мы увидим продолжение этой тенденции, которая, как теперь стало известно, не является самым эффективным способом решения задач.
С другими занятиями чаще всего совмещается единственное средство коммуникации, которым пользуются люди всех поколений: телевидение. В работе исследовательской группы CRE (Council for Research Excellence) было установлено, что в выборке из 3000 американских подростков, которые смотрели телепрограммы с помощью разных устройств (это новая норма), 55% времени они смотрели передачу и одновременно пользовались вторым экраном; это получило название «проблемы второго экрана». Пользование им достигало 61% времени при просмотре на компьютере, 59% при просмотре на планшете и 53% при просмотре на смартфоне. <…>
Люди не выносят расставания со смартфоном
Еще одна повседневная проблема связана с тем, что люди берут домой свою офисную работу. В ходе двух государственных исследований, проведенных в США и в Канаде, было установлено, что подавляющее большинство профессиональных сотрудников в обеих странах после окончания рабочего дня берут свою работу на дом, чтобы завершить дела. Не нужно обладать богатым воображением, чтобы догадаться, что они делают дома: поиск в интернете и электронная почта находятся во главе списка.
Эти исследования также показывают, что пользователи смартфонов как будто не выносят расставания со своим девайсом. В другом исследовании, включавшем 3600 молодых людей в возрасте от восемнадцати до тридцати лет из 18 стран, было установлено, что трое из четырех проверяют свои мобильные телефоны в постели, более трети делает это в ванной, около половины — во время еды, и наконец, четверо из десяти признаются, что испытывают беспокойство, если они разлучаются со своим телефоном.
Исследование Банка Америки показало, что 47% взрослых людей в США не могут провести даже один день без смартфона. И это взрослые люди!
Болезненное пристрастие к сетевым многопользовательским играм в интернете было включено в приложение к новому пятому изданию «Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам»: незаменимого пособия для диагностики специфических синдромов расстройства психики. Вероятно, когда дело дойдет до выпуска шестого издания, на смену игромании придет болезненное пристрастие к смартфонам.
И наконец, вспомните свой отпуск до появления смартфонов; сколько раз вы беспокоились о сотнях электронных писем, которые будут дожидаться вашего возвращения домой?
Вероятно, вы даже испытывали желание посетить интернет-кафе, войти в свою электронную почту и проверить сообщения где-то в середине поездки. Теперь восемь из десяти владельцев смартфонов берут их с собой во время отпуска и часто проверяют свою почту в любое время суток.
Читайте также: Многозадачность или дефицит внимания: 6 признаков