
Результаты исследования, проведенного группой психологов из Университета МакГилл (Канада), опубликованы в журнале Personality and Social Psychology Bulletin.Знаменитости, особенно женского пола, постоянно сталкиваются с так называемым «фэтшеймингом», когда кто-то отпускает комментарии по поводу их внешности, упрекая их в том, что они якобы растолстели.
К примеру, недавно один из популярных блогеров написал, что актриса Дженнифер Лоуренс больше не выглядит достаточно голодной, чтобы быть звездой «Голодных игр». В 2007 году популярную модель Тайру Бэнкс критиковали за ее внешность, когда она опубликовала свои фото в купальнике. В 2014 году звезду реалити-шоу Кортни Кардашьян стыдил муж за то, что она недостаточно быстро приходит в форму после родов. И таких примеров множество.





Канадские психологи решили выяснить, как такой «звездный» фэтшейминг влияет на массовое сознание, особенно женское. Исследователи отобрали 20 таких эпизодов, нашедших отражение в масс-медиа — журналах, газетах, интернет-блогах, — в период с 2004 по 2015 годы. Затем ученые проанализировали данные, полученные в ходе проводившегося в те годы онлайн-тестирования более 93 тысяч женщин.
Тесты были направлены на выявление скрытых предрассудков в отношении полных людей и проводились за две недели до эпизода публичного фэтшейминга и две недели спустя. Участницам, например, демонстрировали силуэты худых и толстых тел, а также список слов с негативным и позитивным значением. Женщинам нужно было выбрать, какие из этих определений подходят к силуэтам, нажав всего одну букву на клавиатуре.
Если для подбора «хорошего» слова для пышного силуэта требовалось больше времени, чем для худощавого, исследователи предполагали, что участница на самом деле негативно относится к людям с лишним весом.
Анализ результатов тестирования показал, что после публичного фэтшейминга знаменитостей происходил заметный всплеск негативного, предвзятого отношения к тучным людям со стороны участниц, причем чем больше шума было вокруг этого события, тем сильнее проявлялись скрытые предрассудки. При этом, когда участниц прямо спрашивали о том, как они относятся к людям с тем или иным весом, предпочитают ли тех или других, то никакой разницы в ответах не было, что говорит о подсознательной природе этого предубеждения.
«Такие культурные месседжи лишь подкрепляют женскую инстинктивную уверенность в том, что "худой" — это хорошо, а "толстый" — плохо», — отметила один из авторов, профессор Дженнифер Бартц (Jennifer Bartz). «От этих эпизодов, связанных с критикой внешности знаменитостей, очень трудно скрыться. Наше исследование показывает, что такие комментарии поражают не только свою непосредственную цель, то есть селебрити, на которую они направлены, но и всех других женщин, которые слышали или читали эти слова, — подчеркнула ведущий автор Аманда Рэвэри (Amanda Ravary). — Предубеждение по отношению к людям, связанное с их весом, — одна из последних оставшихся форм социально приемлемой дискриминации».
Читайте также: Как понять, что вам пора к пластическому хирургу.