Чтобы взбодриться, достаточно просто посмотреть на кофе

Вид чего-то, что лишь напоминает об эспрессо или капучино, заставляет мозг работать активнее.
e854e8c01492613d44c9912d3c73cf5f.jpg
Источник: Pexels.com/CC 0

Такой психологический эффект обнаружили ученые из Университета Монаш (Австралия) и Торонтского университета (Канада). Статья экспертов по покупательскому поведению Юджина Чэна (Eugene Chan) и Сэма Малио (Sam Maglio) опубликована в апрельском номере журнала Consciousness and Cognition.

В западной культуре и сознании людей глубоко укоренена связь между кофе и возбуждением, приливом бодрости, ростом внимательности и сосредоточенности. Малио и Чэн решили проверить, работает ли в этом случае так называемый эффект прайминга (воспламенения), когда даже легчайшие намеки на некий имеющий определенное значение объект влияют на наши мысли и поведение.

Для этого ученые провели четыре эксперимента, в которых принимали участие люди, принадлежащие как к западной, так и к восточной культурам. В каждом эксперименте участвовали по 342 разных человека. Людям из США, Канады, стран Европы, Китая, Японии и Кореи демонстрировали различные изображения и давали задания, так или иначе связанные с кофе или чаем. Например, просили придумать маркетинговую кампанию для фиктивного бренда кофе или чая. При этом ученые измеряли частоту сердцебиения участников и опрашивали их по поводу того, как они себя ощущают.

В итоге исследователи пришли к выводу, что участники, которые подвергались воздействию изображений и заданий, связанных с кофе, чувствовали и вели себя так, как будто выпили кофе, хотя на самом деле этого не было. Они были более сфокусированы, выражались более конкретными терминами, их речь была более связной и детализированной, и в целом они чувствовали себя более возбужденными, чем те, кто занимался чаем. Участникам, работавшим с кофейными изображениями, даже казалось, что время, отведенное на эксперимент, прошло быстрее, чем тем, кто имел дело с чаем.

При этом более ярко эффект прайминга проявлялся у тех, кто вырос в западной культуре, и менее ярко у тех, кто воспитывался в среде, где кофе не наделяют такой сакральной ролью. Люди настолько сильно ассоциируют кофе и заряд бодрости, что их мозгу достаточно лишь намека на кофе для активизации регионов, отвечающих за возбуждение и концентрацию, считают исследователи. «В Северной Америке это стереотип — офисный сотрудник, спешащий на важную встречу с тройным эспрессо в руке. Но в других культурах в головах у людей связи между кофеином и возбуждением может просто не существовать», — отметил Малио.

Информация предоставляется в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. При первых признаках заболевания обращайтесь к врачу.