«Вам повезло выиграть в генетическую лотерею», — так говорят о людях, которые отличаются богатырским здоровьем, хорошей фигурой и выносливостью. Что на самом деле значат эти слова?
Да, «выигрышные» гены есть. Вероятно, их на самом деле сотни или даже тысячи, но пока ученые смогли распознать лишь некоторые. Возможно, один из этих «супергенов» есть и у вас!
Иммунитет к ВИЧ
Когда человек заражается ВИЧ-инфекцией, страдают в первую очередь определенные типы клеток иммунной системы под названием CD4. Вирус проникает внутрь этих клеток, а затем уничтожает их — и нарушается нормальная работа иммунной системы человека. После этого развивается СПИД, и на этой стадии больной может умереть от обычной простуды из-за тяжелых осложнений. Есть счастливчики, гены которых защищают их от заражения ВИЧ. У этих людей есть мутантная версия гена CCR5, который играет важную роль в работе иммунных клеток. Если обычный вариант CCR5 позволяет вирусу иммунодефицита проникнуть внутрь клетки и заразить ее, то «суперген» CCR5 как бы «закрывает» ворота для инфекции.
В северной части Европы примерно у 1% людей есть такая генетическая суперспособность, как невосприимчивость к ВИЧ (больше всего повезло шведам). Среди россиян такая удачная мутация тоже встречается.
Еще у 10-15% европейцев мутантной является одна из двух копий гена CCR5 — этого недостаточно для «иммунитета к ВИЧ», но это снижает риски заражения инфекцией и замедляет развитие СПИДа.
Тем не менее не стоит рассчитывать на генетическую лотерею в таком серьезном вопросе, как защита от ВИЧ.
Защита от алкоголизма
Есть люди, которые практически не в состоянии стать алкоголиками. Дело в том, что после даже небольшой порции спиртного им становится настолько плохо, что мысль о злоупотреблении не придет в голову. Обычно такие люди не пьют вовсе.
Повезло им с геном ALDH2, отвечающим за выработку фермента альдегиддегидрогеназы (АлДГ). Этот фермент в норме должен расщеплять уксусный альдегид, который образуется в результате распада спирта и вызывает отравление алкоголем (проще говоря, похмелье).
У людей с мутантной версией ALDH2 альдегиддегидрогеназы образуется мало, поэтому похмелье даже после небольшого количества выпивки у них проходит долго и мучительно. И так происходит раз за разом при попытке «расслабиться» с помощью алкоголя. Это в конечном итоге неумолимо снижает тягу к спиртному.
Мало кому из белых европейцев посчастливилось получить генетическую защиту от алкоголизма — практически у всех находят ту или иную версию гена, позволяющую вырабатывать достаточно АлДГ. Азиатам повезло намного больше — до 50% из них не предрасположены к алкоголизму благодаря работе генов.
Гены стрессоустойчивости
Одних людей, способных выдержать интенсивную многочасовую работу, ставят в пример другим — менее стрессоустойчивым. Вот, мол, учитесь у них, как оставаться спокойными в самых напряженных ситуациях!
Оказывается, научиться этому иногда просто невозможно. В частности, когда особая способность переносить стрессы обусловлена генетически. В ответе за эту суперспособность — ген SLC6A4, который отвечает за транспорт нейромедиатора серотонина. Колебания в уровне серотонина, известного как «гормон счастья», определяют склонность человека к тревожным и депрессивным состояниям.
Именно ген транспортера серотонина влияет на то, как вы будете переносить стресс. Точнее, участок этого гена под названием 5-HTTLPR. Есть две версии 5-HTTLPR — короткая и длинная, и у каждого человека есть пара копий этого участка. Какой же вариант более «стрессоустойчив»?
Исследователи набрали для эксперимента группу девочек с разными версиями 5-HTTLPR. Им дали задание, которое должно было вызвать стресс, а затем проследили за реакцией их организма. Так вот, у девочек с двумя короткими вариантами 5-HTTLPR по сравнению с другими участницами уровень кортизола — «гормона стресса» — сильно подскакивал и долго оставался на высоком уровне.
А значит, хотя бы одна длинная версия 5-HTTLPR в гене SLC6A4 обеспечивает защиту от лишних тревог. Как жаль, что не всем с ней повезло: самых стрессоустойчивых (с двумя длинными копиями) среди европейцев примерно 35%, относительно невосприимчивых к стрессу (с одной длинной и одной короткой копией) — еще 45%.
Кофе и сигареты
Одним людям это сочетание принесет меньше вреда, чем другим. Все дело в работе гена CYP1A2 — он влияет на выработку одноименного вещества, которое «переваривает» в организме кофеин, а также некоторые лекарства и канцерогены. Чем больше CYP1A2, тем больше кофе можно выпить без вреда для организма.
Исследование показало, что одна из версий гена CYP1A2 позволяет значительно — практически в два раза — увеличить скорость метаболизма кофеина. Причем особенно сильно эффект заметен у заядлых курильщиков, которые уничтожают порядка пачки сигарет в день.
Так что, возможно, вы — один из тех счастливчиков, которые могут постоянно находиться с сигаретой и чашкой кофе в руке и не испытывать побочных эффектов: раздражительности, головной боли, учащения пульса и т.д.
Это не значит, что такое поведение для вас полезно. Бросить курить в любом случае не помешает, а употребление кофе лучше ограничить парой-тройкой чашек в день даже при хорошем метаболизме.
Стойкость к сладкому
Каждый, наверно, знает человека, который абсолютно равнодушен к тортикам и шоколадочкам. Как он(а) делает это?
И снова везунчикам помогают гены! Они попросту не дают этим антисладкоежкам чувствовать вкус десертов — поэтому те и не стремятся их есть.
Счастливая мутация касается гена TAS1R3, ответственного за распознавание сладкого вкуса. Если «сломалась» одна из копий этого гена, человек будет чувствовать вкус десерта на 25% хуже, если обе — на 50%.
Такая генетическая невосприимчивость к сладкому очень полезна. Ведь сахар вызывает сильные скачки уровня глюкозы и инсулина в крови — а это первый шаг к инсулинорезистентности, ожирению и сахарному диабету.
Но немногим так повезло — более или менее равнодушны к сладкому вкусу только 30% людей, причем европейцев среди них меньше всего.