Результаты исследования, проведенного учеными из Университета Южной Флориды (США), опубликованы в журнале Journal of Marketing Research.
Менеджеры супермаркетов и ресторанов быстрого питания часто используют запахи калорийной пищи в качестве маркетингового хода для привлечения клиентов. Исследователи решили проверить, как эти ароматы в действительности влияют на выбор покупателей.
Для этого были проведены серии тестов с участием посетителей супермаркета и кафетерия средней школы. Участникам — детям и взрослым — предлагали в течение различных периодов времени попеременно вдыхать из небулайзера запахи здоровой и вредной пищи (клубники, пиццы, яблок, пирожных, апельсинов, жарящейся курицы и так далее).
Оказалось, что все зависит от длительности воздействия запаха. Если участники нюхали, к примеру, аромат выпечки менее 30 секунд, им очень хотелось съесть пирожное или булочку. Но если воздействие этого запаха продолжалось более двух минут, желание съесть вредную пищу резко снижалось, и участники, скорее, выбирали клубнику или яблоки. То же самое наблюдалось в случае запаха пиццы и другой калорийной еды.
Исследователи считают, что тут проявляется так называемый эффект компенсации, когда стимулирование одного органа чувств (в данном случае обоняния) приводит к удовлетворению другого (вкуса). «Запах может быть мощным инструментом для противостояния острому желанию съесть что-нибудь неполезное, даже более эффективным, чем запреты», — отметил ведущий автор исследования Дипаян Бисвас (Dipayan Biswas).
Читайте также: 7 последствий фастфуда для вашего тела.