Поэтому из фразы «этот кофе не горячий» большинство поймут, что кофе теплый, а не холодный. Это показало исследование активности мозга, опубликованное в журнале PLOS Biology.
В рекламе, юридических документах, журналистике и политике отрицание часто намеренно используется, чтобы замаскировать смысл фразы. Этот прием называют языковой манипуляцией.
Новая работа помогла лучше понять, как мозг обрабатывает языковую информацию. Также она улучшит работу ИИ: языковые модели в инструментах искусственного интеллекта испытывают трудности с интерпретацией фраз, содержащих отрицание. Ученые провели серию экспериментов, в которых участники читали на компьютерном мониторе фразы с отрицанием и без него.
Затем им было нужно оценить их значение от «очень плохо» до «очень хорошо» или от «холодный» до «горячий». На обработку фраз с отрицанием участникам требовалось больше времени. При словосочетании «не горячий кофе» испытуемые думали не о холодном кофе, а о теплом. Данные электрической активности мозга подтвердили, что «не горячий» воспринимается как «менее горячий».
Это означает, что частица «не» рядом с прилагательным ослабляет его значение, а не меняет на противоположный. «Это исследование показывает, что процесс обработки языка сложнее, чем просто понимание суммы отдельных слов», — отметили авторы.
7 продуктов, которые помогут улучшить память и интеллект
Читайте также: 4 медицинские причины полюбить вашу дачу