Международная группа исследователей, среди которых были ученые из НИУ ВШЭ, выяснила, насколько жители России склонны покупать генетически модифицированную пищу. Как выяснилось, лишь беднейшие слои населения готовы к таким покупкам и лишь при условии, что такая пища будет заметно дешевле обычной (на сегодняшний день такое условие на практике не выполняется). Соответствующая статья принята к публикации в Food Policy.
Исследователи провели опрос 300 жителей города Пермь — крупного российского областного центра. Участники опроса имели средний возраст 35,2 года, то есть были незначительно моложе среднего жителя Перми (38,7 лет, примерно такой же средний возраст по России в целом). 79,67% из них заявили, что не хотят покупать хлеб, частично полученный из ГМ-культур даже если он будет дешевле обычного до 50%. 12,00% утверждали, что купят ГМ-хлеб даже если он будет стоит столько же, сколько обычный, а 8,33% — если он будет дешевле обычного на величину до 50%. Кроме того, опрос касался предпочтений пермяков в отношении импортной и отечественной еды. 84,33% из них заявили, что предпочитают продукты питания отечественного производства.
Интересно, что пол или достаток не был фактором, который серьезно влиял на ответы респондентов. Это, в сочетании с отсутствием воздержавшихся от конкретных ответов, ставит вопрос, насколько тщательно авторы исследования контролировали первичный сбор данных. Как правило, в опросах по столь неоднозначным темам всегда есть те, кто воздерживается от ответов в силу недостаточной информированности — и то, что среди 300 опрошенных их не нашлось, выглядит сравнительно странным.
Исследование имеет ряд ограничений, затрудняющих его интерпретацию в качестве точного настроения потребителей по всей России. Во-первых, 300 человек — это весьма небольшая выборка, результаты которой трудно распространить даже на крупный регион. Во-вторых, Пермь — это хотя и крупный, но провинциальный город. Россия же, как страна, характеризуется чрезмерным скоплением населения в Москве и Санкт-Петербурге — городах, где живет каждый седьмой гражданин нашего государства. Широко известно, что взгляды жителей этих городов, в особенности Москвы, отличаются от взглядов жителей провинции. Вероятно, это относится и к вопросам отношения к ГМО.
Есть сложности и с выбором конкретных вопросов для респондентов. Хлеб является недорогим продуктом, цена которого сегодня не составляет большой доли семейного бюджета. Соответственно, снижение цен на его ГМО-содержащие виды также вряд ли сможет привлечь заметную часть потребителей. Возможно, если бы были выбраны более дорогостоящие продукты питания — например, говядина, — результаты могли бы и отличаться. К тому же в опросе респондентам не давали четкого определения термина ГМО. Между тем, его расширительная трактовка касается и организмов, модифицированных генетически с помощью методов селекции — то есть практически всех растительных и животных продуктов питания, а равно бактерий, производящих лекарственный инсулин. Возможно, если бы респонденты были бы ознакомлены с этим моментом, их ответы могли бы заметно отличаться от тех, что авторы собрали не дав четкого определения понятия «ГМО» в опросниках.
Читайте также, почему не стоит бояться ГМО.