Результаты исследования, проведенного Аланом Мэннингом (Alan Manning) из Университета Бригэм Янг и Николь Амаре (Nicole Amare) из Университета Южной Алабамы (США), были представлены на международной конференции ProComm.
Как установили Мэннинг и Амаре, в ситуации, когда речь идет о плохих новостях, большинство людей предпочитает прямоту и честность. Причем в случае социальных отношений (расставания, смерти любимого человека, увольнения), вместо долгих «прелюдий» вполне достаточно «буферной» фразы: «Нам нужно поговорить».
«Если сразу сказать: “Я от тебя ухожу”, это может быть слишком прямолинейно, — пояснил Мэннинг. — Нужен небольшой временной зазор, всего пара секунд, чтобы человек осознал, что сейчас ему сообщат что-то плохое».
Если же речь идет о плохих событиях (например, о пожаре или о смертельной опасности) никаких подготовительных фраз не нужно вообще. «Если ваш дом горит, или если у вас рак, вы просто хотите об этом узнать, и все. Вам не хочется, чтобы кто-то, например, в случае рака, врач долго ходил вокруг да около и делал неясные намеки», — объяснил Мэннинг.
Свои выводы ученые сделали на основании результатов эксперимента, в котором принимали участие 145 человек. Людям представляли разные сценарии, связанные с плохими новостями, и просили выбрать потенциальные способы «доставки» этих новостей. При этом участникам нужно было указать, как они воспринимают каждый из этих способов, насколько он подходит к конкретной ситуации, оценить степень его однозначности, тактичности, честности, прямоты, действенности и разумности. Участникам также требовалось отметить, какая из этих характеристик для них наиболее ценна. В итоге оказалось, что для большей части участников ясность, недвусмысленность, честность и прямота имеют наибольшее значение, когда им предстоит услышать нечто неприятное.